Теймураз Бараташвили: Все мы в одной лодке

Теймураз Бараташвили – человек очень жесткий. Праздного любопытства не любит, с бездельниками не церемонится, да и вообще характер у него не сахар. Но при его должности по-другому и нельзя, ведь Теймураз Кукуриевич – директор ярославского зоопарка.

– Скажите честно, Теймураз Кукуриевич, каково быть директором зоопарка? Всем, наверное, нелегко приходится?
– Если честно, то за четыре года я и четырех полных дней толком не отдыхал. Уезжаю вечером и все время думаю: «Как там без меня?»
Спасают животные: прихожу в зоопарк и вижу, как зебра весело скачет, верблюды смешно головами кивают, страус Вася навстречу бежит... Красота!

– У вас, наверное, и свои любимчики есть?
– Нет, я ко всем одинаково тепло отношусь. Когда мы привезли байкальскую нерпу, выпустили эту малышню в пруд, я долго уйти не мог. Такие милашки! Мордочки высунут из воды, смотрят на тебя, а глаза у них умные­умные…

– Я вижу, у вас по зоопарку ходят дети в специальной униформе, это ваши юные помощники?
– Можно сказать, что так. Они занимаются, конечно, в основном просветительской работой, рассказывают посетителям о наших питомцах, помогают следить за порядком на территории. Мы стараемся привить юным помощникам не только любовь к животным. Хотим, чтобы они поняли, что именно человек в ответе за судьбу всего живого на этой земле.
С детьми работать нужно обязательно, поэтому мы планируем кроме кружка юного натуралиста открыть и творческие студии. Пусть ребята занимаются какими­то поделками, лепят зверей, рисуют.

– Вы всегда говорите, что главная миссия всех зоопарков Земли заключается в том, что именно они должны стать своеобразными Ноевыми ковчегами. Но ведь в неволе тяжело добиться того, чтобы животные размножались…
– Скажем так: непросто. Нашему зоопарку скоро исполнится два года. За это время у нас появились на свет детеныши ламы, пятнистого оленя. Вывели потомство страусы и лебеди... А вот самец верблюда, по­моему, еще как­то не уверен в себе. Мы всем зоопарком наблюдали, как он нынче за подружкой ухаживал, но пока на этом процесс и остановился.
Кстати, мы дружим со многими зоопарками мира, недавно у нас в гостях побывал директор чикагского зоопарка, а коллеги из таллинского пообещали привезти оленя Давида. Это разновидность оленя, фактически исчезнувший с лица Земли вид.
Сегодня стало совсем не просто приобрести животных для зоопарка. После того как вступила в силу подписанная большинством стран Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), нужно представить массу подтверждающих документов о том, что вы гарантируете их достойное существование.

– Интересно, но если существуют подобные ограничения на покупку и продажу животных, тогда откуда в частных коллекциях появляются кайманы, крокодилы, змеи, обезьяны?
– Знаете, я ко всему этому отношусь очень настороженно. Все, кто постарше, помнят о большой беде, случившейся в семье бакинских дрессировщиков Берберовых. Они взяли на воспитание льва, который, когда подрос, принимал участие в съемках многих фильмов. Огромная кошка жила со своими хозяевами в обыкновенной квартире. Трагедия случилась неожиданно: в один из дней лев бросился сначала на мальчика – сына дрессировщика, а затем растерзал его мать. Понимаете, это дикие звери. Их поведение непредсказуемо. Посмотрите на медведя. С виду такой пушистенький, добрый, а знаете, он считается одним из самых свирепых зверей. По нему никогда не поймешь, в каком он настроении. С тигром проще. Он по­особому ведет себя, если злится: клыки оскалены, уши прижаты, зрачки сужены…
У меня был друг, один известный герпетолог, настоящий профессионал своего дела. Так вот он змей дома держал, даже кобра у него жила. Я все время его предупреждал, что это до добра не доведет. Так и случилось. Как­то мне звонят приятели, говорят: «Мишу змея укусила». Не спасли человека, а ведь у него дети были.
Я, кстати, запретил держать в нашем зоопарке ядовитых змей, это очень опасно и для посетителей, и для сотрудников. У нас в тбилисском зоопарке как­то один из работников вошел в клетку, где жила самка питона, так та неожиданно на него бросилась и начала душить. Еле спасли.

– Теймураз Кукуриевич, скажите честно, с вами легко работать?
– Только тем, кто по­настоящему любит зоопарк и животных. Если я вижу, что, допустим, верблюду до сена не дотянуться, у него слюнки уже текут, а человек на это даже внимания не обращает, с таким работником у меня разговор короткий. Я не гладкий и не пушистый. И не имею права таким быть. Иначе животным будет плохо.

Ландшафтный зоопарк – один из важнейших объектов, появившихся в Ярославле к тысячелетнему юбилею города. Его строительство было начато в 2006 году, а в августе 2008 года зоопарк распахнул свои двери для всех желающих. Ярославский зоопарк стал поистине народной стройкой. Взносы и пожертвования получены от 322 добровольных помощников. Общая сумма вложений составила более двадцати миллионов рублей.

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе