Траур по погибшим? Нет — по КВН

Воскресный вечер 17 ноября закончился большой бедой для всей страны. Уже на посадке в аэропорту Казани разбился самолет. «Боинг-737». Погибли пятьдесят человек. По словам министра транспорта Соколова, пять версий имеют право на жизнь и дальнейшую разработку. Это ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, сбой в работе наземных служб и, наконец, погодные условия. Надеюсь, специалисты Межгосударственного авиационного комитета выяснят причины катастрофы. Мне же хотелось бы сейчас поговорить о реакции общества.

Каждая трагедия, случающаяся в нашей стране, раз за разом заставляет нас с вами задавать одни и те же вопросы. И чем больше времени проходит с момента распада СССР, тем меньше и меньше остается возможных вариантов ответа.

Почему опять? Что мешает стране развиваться? Строить качественные самолеты, выпускать высокопрофессиональных пилотов? Кто виноват и что со всем этим делать? Как получилось, что из страны, первой полетевшей в космос, мы превращаемся… А во что мы превращаемся? Тоже хороший вопрос.

При этом каждая трагедия моментально становится у нас с вами кровавым соревнованием. Циничный и еще циничнее. Еще положенное на траур время не прошло, а все уже с жаром обсуждают: виноват Путин или нет, насколько виноват, а вот у них там на Западе так часто не падают, а вот у нас тут из всего привыкли деньги выжимать. И пошло, и поехало.

Так и живем. Под собою не чуя страны. Вообще ничего не чуя. От ста погибших — общенациональный траур. А меньше — извините, в другой раз. Не понимая простого: любая жизнь, которую мы потеряли из-за техногенной ли катастрофы, из-за преступной ли халатности, по роковому ли стечению обстоятельств, должна быть бесценна для всей страны.

Любая такая беда — это повод не только для общенационального траура, но для серьезных служебных разбирательств. И не просто с перемещениями должностных лиц из одного кресла в другое. Нет. Сколько там дают у нас сегодня за умышленное убийство с отягчающими? Вот так и чины наши, отвечающие за воздушный транспорт, и владельцы авиакомпаний должны отвечать. Как за убийство. Или как когда-то — за саботаж.

Дело тут не только в адекватности воздаяния. Дети на все это смотрят, на наше равнодушие и попустительство. Растут на этом. Впитывают это. А потом мы почему-то удивляемся, что весь твиттер забит возмущенными записями об отмененном из-за катастрофы КВНе:

«Ну и зачем 1 канал отменил квн сейчас? У меня вот не траур например сейчас. Вот Путин пускай сейчас без квна сидит, а мне скучно». Не видят ничего зазорного в том, чтобы и матерком приправить свои «страдания»: «Ну я б… столько ждал квна, а тут раз х… и все!» А тем, кто пытался их урезонить, эти недоросли отвечают так: «Мы живем в свободной стране. Это право людей возмущаться отменой КВНа. Постоянное сострадание как-то не тянет на национальную идею».

И уж совсем чудовищно выглядит комментарий известной блондинки Ксении Собчак: «Есть только одно хорошее (если так вообще можно говорить) в новости о Казани, — написала она в своем твиттере. — Сын президента респ-ки летал на РЕЙСОВОМ самолете…»

Так мы же и убили-с. Мы врали, двурушничали, подличали, зарабатывали деньги, отмечали траур для галочки, а теперь чему-то удивляемся. Нечему удивляться: готовую булочку не испечь заново.

Происходящее далеко не так безобидно, как может показаться. Помните, в «Иронии судьбы» героиня Барбары Брыльски голосом Талызиной говорила о том, что ошибки учителей не так заметны и не сразу проявляются, но в конечном счете обходятся столь же дорого, как и ошибки врачей? «Духовные учителя нации» два последних десятилетия упорно и настойчиво пытались взрастить у этой самой нации комплекс неполноценности в сочетании с безудержным голодом потребления. Кажется, у них получилось. Или я ошибаюсь, и надежда все еще есть?

Ольга ТУХАНИНА

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе