Труппа товарищей

Жители коттеджного подмосковного поселка своими силами организовали театр. Роли — от извозчика до генерала — играют сами. Зачем богатым самодеятельность?

"Зачем вам это нужно?" — вопрос, который им уже надоел. Но задают его снова и снова — коллеги, знакомые, теперь уже и журналисты. Всех действительно интересует, ради какой такой цели около 20 деловых людей — бизнесменов, топ-менеджеров — три месяца подряд, каждую субботу и каждое воскресенье по 8-10 часов репетировали пьесы Аверченко и Тэффи. Заняться больше нечем, что ли? 

Новые роли 
Вадим Гинзбург, которого в поселке Новоглаголево называют "министром культуры", вздыхает: "Просто мы не из тех, кто сидит на диване и ждет, пока что-то произойдет. Не из тех, кто хочет, чтобы их развлекали, мы это делаем сами, так гораздо интереснее. Восемь лет живем вместе и каждый год придумываем мероприятия — то на Масленицу шоу устроим, то на Новый год. На майские, к примеру, мы переодевались в военную форму — у нас и машины тех времен имеются. Организовали концерт, каждая семья подготовила песню. Пригласили из военной части полевую кухню — они нас кашей кормили. Так что когда встал вопрос, как будем закрывать летний сезон, я и предложил: "А давайте поставим спектакль. Своими самодеятельными силами. Но — профессиональный"". 


Идея Вадима соседям понравилась. И почти все согласились попробовать себя в новой роли. "Мы ведь уже все развлечения испробовали,— говорит Алексей Комиссаров, руководитель Бизнес-инкубатора Академии народного хозяйства, которому в спектакле досталась роль слуги Степки.— И в покер играем, и в преферанс, и концерты классической музыки у себя в поселке устраиваем, отдыхать в разные страны ездим, в театр ходим. Конечно, все только рады были чему-то новенькому. Но никто и не предполагал, что это настолько изменит нашу жизнь". 

Актеров не кормить! 
Жители поселка Новоглаголево не сразу поняли, что происходит в доме Гинзбургов. Все лето из-за забора то и дело доносились тревожные вскрики: "Черт знает что такое! Отец всю ночь как свинья, не разгибая спины, а они... Имейте же хоть уважение!", "Сними шляпу, ты не в конюшне" и даже: "Не могу! Лучше пулю в лоб... Рабство!" А это компания друзей репетировала пьесу Надежды Тэффи "Женский вопрос". Роли распределил сам "министр культуры", и перечить ему никто не решился. Только Михаил Игнатов, владелец стоматологических клиник, попробовал было деликатно намекнуть: "Я вряд ли тяну на Симахина", но быстро смирился. То ли первая читка ему понравилась, то ли захотелось перебороть свою стеснительность, но почему-то он не взял самоотвод, хотя и собирался. 

— Миша стал нашей звездой,— говорит Наталья Кузнецова, артистка театра им. М.Н. Ермоловой, которая и ставила пьесу.— Вначале у него был сильный зажим, и никто, даже он сам, не верил, что это можно побороть. Но в процессе репетиций он преображался. В итоге не просто раскрылся, а сыграл так талантливо, тонко, без петросяновщины, что даже мы, профессионалы, были поражены. 

Помимо Натальи для участия в проекте из того же театра были приглашены Сергей Покровский и Марина Жукова. Они помогали на репетициях, но во время премьеры были лишь суфлерами. "Конечно, мы немного напряглись, когда узнали, с кем предстоит работать,— говорит Марина.— Бизнесмены из коттеджного поселка, сами понимаете... Но оказалось, что это начитанные, эрудированные люди — мы начинали произносить цитату кого-то из классиков, а они заканчивали. К тому же душевные такие". 

Душевным людям поначалу приходилось нелегко. "Потребовалось время, чтобы состоявшиеся, взрослые граждане, лидеры по сути своей, научились слушаться режиссера, — признает Вадим. — На первых репетициях у многих возникало желание сказать: "А я это вижу иначе. Я иначе свою роль понимаю"". Но Наталья была настолько строга, что даже голодом своих подопечных морила: "Они после вашего обеда расслабляются и работают без нерва!" Хвалила тоже не всех: "Так надо было". 

Марина Байцур, врач-гинеколог, исполнительница главной роли, очень из-за этого переживала: "Я думала, что я бездарность, раз меня не хвалят. Я даже на конференциях волнуюсь, когда приходится выступать с подготовленным докладом, а тут такое". Но именно Марину с ее хорошо поставленным голосом зрители потом принимали за профессиональную актрису: "Все ясно, эту тоже наняли". 

Коньяк для куража 
Свой текст Марина, как и многие, учила в пробках: "Сижу в машине, читаю с листа, жестикулирую. А народ на меня оглядывается с недоумением. Было и такое, что зашла пациентка в кабинет, а я ей: "Садитесь, пожалуйста". И дальше чуть не выдала по тексту: "Няня, вы бы раскутали ребеночка-то"". 

Святослав Петрушко, успешный бизнесмен, подошел к делу крайне ответственно — свою роль он знал назубок на первой же репетиции. Только уточнял: "Наталья, что надо изобразить?.. Так, понял, сейчас настроюсь... Дайте мне глоточек коньяка для куража". 

Алексей Комиссаров "забил слова" в телефон: "Я и в командировке повторял их постоянно, и в самолете бормотал, пугая стюардесс". Накануне премьеры Алексей как раз из командировки и вернулся, из Лос-Анджелеса. Разница во времени — 11 часов, но вместо того, чтобы спать, он вместе с женой Таней заперся на балконе. "У нас как раз мизансцену накануне поменяли, и я просто обязана была Леше все показать,— говорит Таня.— Детей уложили и давай шепотом всю ночь репетировать. Только мама моя тревожно выглядывала из-за окна и собака чуть с ума не сошла, волнуясь и подпрыгивая — мы ведь по роли активно жестикулировать должны". 

Алла Веркошанская, мама троих детей, играла профессоршу, которая все время лишалась чувств — чтобы не падать каждый раз во время репетиций в мокрую траву, она загодя стелила в нужном месте детскую пеленку. Но на генеральном прогоне пошла на самопожертвование — не только падала без страховки, но и велела выплеснуть себе в лицо не стакан воды, а как положено, полведра: "Нам нужна достоверность". 

Если костяк труппы обитал в Новоглаголево все лето, то Наталия Армс на каждую репетицию приезжала из Москвы. "Сначала я думала, что не потяну такую нагрузку,— вспоминает она.— Всю неделю тяжело работать, а потом еще и в выходные пахать? Но оказалось, что это такое удовольствие. Мне даже в отпуск уезжать не хотелось. Коллеги, правда, удивлялись, когда видели у меня распечатанную пьесу на столе: "Ты что, профессию меняешь, в актрисы уходишь?"" 

Сейчас новоглаголевские активисты решают, на что бы еще замахнуться

В принципе, эта компания единомышленников не делала ничего такого уж необычного. В конце концов, театр и до них являлся частью усадебной жизни. Историк Михаил Пыляев еще в конце позапрошлого века писал о быте богатых россиян: "Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные актеры". В усадьбах для этой цели специально возводились театральные здания или устраивались "зеленые" театры под открытым небом. 

Активисты из Новоглаголево именно такую премьеру в сентябре и организовали — около сотни зрителей расселись на поляне на лавочках, а актеры играли без всяких подмостков. Была, правда, гримерная — там специально нанятый кинооператор даже установил тайком микрофон. И переговоры всех участников спектакля вошли в документальный фильм, который они сняли "для себя". Заснят был и тот момент, когда все бросились к актрисе, первой отыгравшей свою сцену: "Ну, как там?". "Жопа!" — последовал ответ. 

Переживали все очень сильно. Марина перед премьерой вовсе не спала, Алла вскакивала всю ночь, повторяла слова. Даже внешне невозмутимый Вадим нервничал, хотя виду не показывал: "Мы же не просто время потратили на это, а кусочек души. Конечно, меня, как и всех, волновал результат". 

Результатом остались довольны и наставники, и зрители. Аплодировали стоя, подходили даже за автографами: "Мы думали, что тут будет что-то вроде капустника, а оказалось — настоящий театр!" Режиссер-постановщик потирала руки: "Молодцы. Эх, нам бы времени побольше, наверняка получился бы самый интересный театральный проект в Москве". Но больше всего были поражены родственники — с такой стороны близкие перед ними еще не раскрывались. Алекс, сын Наталии, маму на сцене не узнал: "Я слышал ее голос, но не верил, что это она". Александр, муж Аллы, заявил: "Ты была великолепна!", и она растрогалась: "Давно он такого мне не говорил. Ради одних этих слов стоило репетировать". 

Хотя нашлись и скептики: "Сыграли ребята, конечно, хорошо, но у них же там половина труппы — профессиональные актеры". А некоторые жители поселка потом подходили и аккуратно намекали: "Я, кстати, в школе тоже в драмкружке играл..." Какая-то девушка вовсе заявила напрямую: "Предлагаю вам себя в качестве актрисы. А это мой муж Миша, он все оплатит". 

Может, хор? 
А вот после премьеры наступила депрессия. На вопрос: "Как жизнь?" — актеры начали с грустью отвечать: "Жизни нет". "Я уже привыкла все выходные проводить на репетициях,— говорит Алла.— Теперь — пустота". Миша Игнатов, встретив Вадима на улице, с горечью заметил: "Что же дальше делать? Может, еще раз замахнемся, а?" Так что предложение выехать с пьесами "на гастроли" в другой коттеджный поселок подоспело вовремя. А в декабре труппа выступит на московской сцене, сейчас для этого как раз подбирается зал — ведь многие друзья актеров не присутствовали на сентябрьской премьере. 

Но этого усадебным активистам мало. И в московской квартире Гинзбургов они собрались, чтобы обсудить дальнейшие планы. "Давайте развивать наш театр дальше!" — хором скандируют, но Вадим предлагает рассмотреть и другие варианты: "Нужно двигаться дальше, достигать новых горизонтов. Может, хор? Псалмы, например, очень мелодичны". Актеры возражают: "Хор — это не экстрим". Режиссер поддерживает: "Нет такого вида искусства, которое давало бы такую отдачу от зрителей... Разве что балет". И они начинают всерьез обсуждают возможность встать на пуанты: потянем, не потянем? 

— Я на все согласна,— говорит Марина.— Хоть петь, хоть плясать. Лишь бы не бездействовать. Хотя мне тоже театр нравится больше всего. Это ведь очень интересно: приближаться к пониманию роли. И потом, играя, ты будто проживаешь вторую жизнь. Страхи уходят... На сцене смерти нет". 

Кто-то предлагает компромиссный вариант: оперетту, и снова начинается бурное обсуждение. Ясно, что они искренне хотят одного: продолжать. Не останавливаться. "Они ведь все и в жизни такие,— говорит Наталья Кузнецова.— Эти не успокоятся".

Наталья Радулова 

Сыгрались
// История

Традиция самодеятельных постановок ведется еще от крепостных театров. Однако вскоре помещики поняли, что удовольствие заключается не только в том, чтобы иметь театр, но и в том, чтобы в нем играть 

Театр в Любимовке 
Дебютом Константина Станиславского стала роль Зимы в спектакле "Четыре времени года". Пьесу играли на домашней сцене в усадьбе Любимовка. В 1877 году специально под театр к главному зданию был пристроен флигель. Там Станиславский, уже вступивший на режиссерский путь, ставил водевили. Там же велись репетиции первого мхатовского спектакля "Царь Федор Иоаннович". 

Абрамцевский театр 
В усадьбе Абрамцево Саввы Мамонтова гости участвовали в театральных постановках, которые позже перекочевали и в московский дом мецената. Первое представление в особняке на Садовой-Спасской было дано под конец 1878 года. Так сложилась традиция рождественских спектаклей. Кстати, и в них в качестве актера участвовал и юный Костя Алексеев — в будущем Константин Станиславский. 

Театр в Поленове 
О мамонтовских постановках тепло отзывался Василий Поленов. Сам он тоже завел у себя в усадьбе любительскую сцену. Причем предпочтение отдавал кукольным спектаклям. Дети художника и их товарищи брали на себя обязанности режиссеров и ставили для взрослых пьесы про Кощея Бессмертного, Бабу-ягу, Дракона. 

Яснополянский театр 
Кукольные спектакли ставились и в Ясной Поляне. В 1873 году Софья Андреевна Толстая сочинила пьесу, которую вместе с детьми разыграла для гостивших племянниц. По традиции на праздник пригласили и крестьянских ребятишек. На Крещение и Рождество разыгрывали спектакли по сценариям Льва Николаевича. А вот спектакль "Плоды просвещения" по пьесе Толстого стал в 1889 году заметным событием. Инициатором выступила дочь писателя Татьяна, режиссировал прокурор окружного тульского суда Давыдов. Некоторые друзья Толстых специально ехали на "премьеру" из Москвы, специально выпустили самодельные программки и афишу. 

Тургеневские постановки 
Неравнодушен к любительским постановкам был и Иван Тургенев. В 1855 году он с друзьями-литераторами поставил в Спасском-Лутовинове фарс "Школа гостеприимства". Позже площадками для любительских выступлений становились либо вилла самого писателя в Баден-Бадене, либо вилла Полины Виардо во Франции. Он сочинял сценарии по-французски, она отвечала за музыкальное сопровождение. В спектаклях участвовали и дочери Виардо. Например, в оперетте "Последний колдун" они играли эльфов. Сам Тургенев выступал в главной роли — старика Кракамиша. 

Театр в Шахматове 
В 1898 году 18-летний Александр Блок учредил "Частный Шахматовский театр". Один из спектаклей стал судьбоносным: во время репетиций "Гамлета" вспыхнуло чувство между Блоком-принцем Датским, и Любой Менделеевой-Офелией. Театр на этом не кончился — на столетие Пушкина в Шахматове ставили сценки из "Бориса Годунова" и "Каменного гостя". 

Подготовила Анастасия Шпилько

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе