Управление пространством

В редакции газеты «Городские новости» состоялась встреча с директором департамента архитектуры и развития территорий города Павлом Пащенко.

В сферу деятельности этой городской структуры входит обеспечение подготовки градостроительной документации, содействие устойчивому развитию территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, создание в областном центре условий для жилищного и иного строительства. 

Строить по правилам

Наш разговор начался с вопроса о ключевых моментах «Правил землепользования и застройки Ярославля», только что размещенных на официальном портале города Ярославля.

– Это не новый документ, а текстовая корректировка Правил, действующих с 2010 года. Среди внесенных в них изменений можно выделить несколько ключевых моментов. Прежде всего это установление минимальных и максимальных размеров земельных участков, предназначенных для разрешенного строительства и реконструкции объектов. Надеюсь, установленные параметры позволят предотвратить уплотнительную застройку в существующих микрорайонах, а это в свою очередь создаст условия для полноценного благоустройства дворовых территорий и обеспечит ярославцам комфортные условия проживания. Минимальные площади земельных участков для строительства жилья рассчитаны исходя из строительных нормативов, анализа существующей демографической ситуации и современных проектных решений.

Норматив оборудованных парковочных мест при строительстве жилых домов увеличен. Теперь одно машино-место должно быть на каждые 250 квадратных метров общей площади квартир в доме. На мой взгляд, это достаточно мягкий норматив. Но тут следует учитывать следующее. В прежней редакции Правил этому вопросу не уделялось вообще ни одной строки, данные требования содержались только в СНиПе и предполагали обустройство одного машино-места в расчете почти на 400 квадратных метров общей площади. С учетом этого предложенный норматив можно считать настоящим прорывом в этом вопросе. Кроме того, очень важно, что из СНиПа

данное требование перенесено в текст самих Правил, а это значит, что для застройщиков оно будет обязательно к исполнению.

Также упорядочена система обращения граждан и юридических лиц в комиссию по землепользованию и застройке по вопросам изменения вида разрешенного использования участков, изменения зонирования, параметров участков и т.д. В целом этот документ еще должен пройти процедуру публичных слушаний, которые состоятся 2 октября.

– Потребует ли внесения изменений в Генплан города недавно принятое муниципалитетом решение о включении в границы Ярославля территории будущего жилого комплекса «Преображенский» в районе поселка Ченцы?

– Все мероприятия по возможному присоединению к Ярославлю новых территорий в районе поселка Ченцы Ярославского муниципального округа еще не завершены. Проект новых границ между областным центром и Ярославским муниципальным районом сначала должен быть утвержден правительством области, а затем, конечно, потребуется внесение изменений в Генплан города. Площадь микрорайона «Преображенский», который планируется выстроить в черте названного поселка, займет почти 73 гектара. На них будут возведены жилые дома высотой до четырех этажей общей площадью 240 тысяч квадратных метров. Часть квартир будет приобретена городом для расселения ветхого и аварийного жилья.

– Появятся ли в Ярославле в ближайшие годы сопоставимые по масштабу жилищные массивы?

– В настоящее время у нас намечено освоение нескольких сопоставимых по масштабу строительства территорий. Могу назвать микрорайон № 15 в Дзержинском районе. Его площадь 40 гектаров, и там планируется осуществить многоэтажную жилую застройку ориентировочно площадью 300 тысяч квадратных метров. Также активно застраивается территория в районе пересечения улицы Большой Норской и Красноперевальского переулка. Ввод жилья на этом участке составит более 133 тысяч квадратных метров в домах высотой до 4 этажей. Еще можно упомянуть микрорайон № 1 в жилом районе Сокол, где на участке в 40 гектаров планируется возвести многоэтажные дома общей площадью 370 тысяч жилых «квадратов», застройщиком выступила московская компания. Но во Фрунзенском районе Ярославля активно отстраивается не только жилой район Сокол. Многоэтажное строительство ведется в микрорайоне №2 жилого района Дядьково компанией из Санкт-Петербурга.

Не консервация, а развитие

– Павел Витальевич, вопрос, волнующий огромное количество ярославцев и наших читателей: все-таки разрешено или запрещено строительство в историческом центре города, включенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО? Когда будет разработан единый регламент по оформлению городской среды в зоне ЮНЕСКО?

– Еще в 2008 году на областном уровне был утвержден Проект зон охраны объектов культурного наследия Ярославля, одной из приоритетных задач которого стала разработка градостроительных регламентов для исторического центра – объекта всемирного наследия – в целях обеспечения его сохранности и урегулирования градостроительной ситуации. Регламентом Проекта зон охраны на данной территории новое строительство допускается в порядке регенерации историко-градостроительной среды. А регенерация допускает восстановление методами строительства утраченных ценных качеств исторических построек, а также элементов планировочной и объемно-пространственной структуры. Я считаю, что тотальный запрет строительства на территории исторического ядра города может способствовать его стагнации, поскольку имеются участки утраченной среды, ветхие здания, требующие демонтажа.

Год назад Министерство культуры провело конкурс и заключило договор на разработку регламента использования достопримечательного места «Центр г. Ярославля». Сейчас этот документ находится на стадии рассмотрения в Минкультуры и со дня на день должен появиться на сайте министерства для общественного рассмотрения. В нем будет четко расписано, что в каждом квартале исторического центра можно делать. Он определяет объекты охраны, предельные параметры строительства и реконструкции в этой зоне, высотность зданий, плотность застройки и т.п. Очень важно, что данный регламент направлен не на консервацию ярославского центра, а на регулирование его развития. Кроме того, в нем содержатся требования по оформлению городской среды – по установке вывесок и рекламы, размещению временных строений, малых архитектурных форм, благоустройству территории.

Надо сказать, что этот документ без всякого преувеличения уникален для России, таких правовых актов больше нет, поэтому он достаточно долго и непросто разрабатывается. Однако надеюсь, что к концу года он будет утвержден.

– Как строится работа по охране архитектурных памятников в городе, сколько у нас таких объектов?

– В Ярославле 766 объектов культурного наследия, из которых 196 – федерального значения, 233 – регионального и 41 – местного. К последней категории относятся поселок имени Бутусова, усадьба Тихомирова на Волжской набережной, дом 67, так называемый Дом специалистов в Народном переулке, а также жилые дома, построенные в конце ХVIII – начале ХХ века. Охрана объектов местного значения – это одна из основных функций департамента. Она выражается в оформлении для собственников или пользователей памятников охранных обязательств, которые включают в себя требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ. Кроме того, департамент взял на себя функцию разработки колерного паспорта центра города, представляющего собой карту с привязкой ко всем имеющимся зданиям. В нем четко прописано, в какой цвет должен быть выкрашен фасад того или иного объекта культурного наследия.

– Как раз по поводу окраски одного из исторических памятников буквально на днях в городе поднялся немалый шум: забор усадьбы Вахрамеевых на ул. Ушинского стал кричаще-красным…

– А вы заметили, что через два дня арендаторы перекрасили его в песочный, более соответствующий окружающей среде? Это тот случай, когда люди «хотели как лучше». Как только мы указали им на несоответствие колера разрешенному, они исправили ошибку.

– Чем закончился нашумевший спор по поводу строительства инвестором здания возле храма Николы Мокрого на Которосльной набережной? Настаивает ли инвестор на своем праве вести застройку на данном участке?

– Этот земельный участок владелец купил в составе имущественного комплекса и сейчас распоряжается им как своей собственностью. Согласно Градостроительному кодексу и Правилам землепользования и застройки он имеет право строить на нем те объекты, которые прописаны в видах разрешенного использования общественно-деловой функциональной зоны. Что касается того, что именно там будет строиться, то официально он к нам за разрешением на строительство не обращался, поэтому ничего определенного сказать не могу. В прошлом году он обращался в комиссию по правилам землепользования и застройки за изменением вида разрешенного использования, проходил процедуру публичных слушаний для того, чтобы построить там жилой дом, итог которых оказался для него положительным.

По закону он на этом участке имеет право строить торговый или офисный центр, ресторан, гостиницу, апартаменты – это в принципе та же гостиница, то есть достаточно большой спектр объектов. Но не жилой дом. Поэтому он и обратился в комиссию за изменением вида разрешенного использования. И представил на заседание эскиз проекта жилого дома в семь этажей и максимальной плотностью застройки. На это он получил отрицательное заключение. Но затем инвестор – Евгений Давыдович Мухин – провел работу с архитекторами, членами общественного градостроительного совета, прислушался к их советам и представил на новое заседание комиссии по правилам землепользования и застройки другой проект. В нем уже учитывались историческая среда вокруг этого земельного участка, высотность существующих зданий, в результате чего объект получил переменную этажность, причем чем ближе к церкви Николы Мокрого, тем меньше у него этажей. По сравнению с предыдущим проектом в новом здании, предлагаемом к строительству, примерно на треть уменьшено количество квадратных метров. На этот проект комиссия дала уже положительное заключение, однако первый заместитель мэра города еще не принял по этому вопросу окончательное решение.

– Как смотрит архитектурное сообщество на необходимость вывода музеев из зданий, принадлежащих монастырям и церквям? Какое решение, на ваш взгляд, оптимально в отношении Ярославского музея-заповедника?

– Возвращение церкви церковных зданий – это решение правительства, значит, его нужно выполнять. Ярославская епархия считает, что ей следует возвратить 30 помещений, в том числе два музея, крупнейший из которых – Ярославский музей-заповедник. В апреле этого года на уровне Правительства Российской Федерации было решено передать музею-заповеднику комплекс зданий на улице Андропова, где размещался военный госпиталь. Но тут возникает серьезная проблема – необходимость капитального ремонта здания госпиталя. Кроме того, учитывая колоссальное количество музейных предметов, их около 300 тысяч, возникает необходимость в создании отдельного музейного хранилища – депозитария вкупе с музейными мастерскими. А это уже требует значительной федеральной финансовой поддержки. Полагаю, что для решения вопроса вывода музеев из церковных зданий необходим конструктивный диалог с епархией.

Законная высотка

– Перейдем к современным реалиям. Жители частного сектора, в частности, в районе Суздальского шоссе, обращаются к нам в редакцию и высказывают позицию, что крупные застройщики наступают на эти территории, «выдавливая» частников с их участков. А на них как грибы растут 17-этажки. Регулирует ли город этот процесс, какова судьба частного сектора в Ярославле?

– Город не стоит на месте, он непрерывно развивается. Территорий, свободных от застройки, все меньше. Поэтому в соответствии с законами урбанистики следующим этапом освоения становятся территории малоэтажного жилищного строительства. Однако следует отметить, что освоение этих районов ведется в строгом соответствии с требованиями технических регламентов, действующих на всей территории Российской Федерации.

В свое время, когда город определял направления своего развития, были приняты решения по изменению функционала ряда больших городских территорий. Они касались прежде всего замены малоэтажных домов на многоэтажные. В частности, в 2010 году был разработан проект планировки микрорайона №6 на Суздалке. Там установлена зона строительства много-

этажных жилых домов, и человек, имеющий земельный участок в этой зоне, сейчас не сможет построить там малоэтажный жилой дом. В таких домах, построенных прежде, люди продолжают жить, и их никто, естественно, с этого места не прогонит, но постепенно такая застройка уступает место новой, высотной. Другая территория – по Тормозному шоссе. Там есть зона Ж-1, где пока стоят одно- и двухэтажные дома, но все это уже тоже зона многоэтажных жилых домов. Может быть, такая тенденция не совсем справедлива по отношению к проживающим там, но города развиваются именно так.

– Развитие новых микрорайонов требует параллельно со строительством жилья прокладки дорог, инженерных коммуникаций, возведения объектов социальной инфраструктуры. Учтено ли это градостроительными нормами и выполняются ли они?

– Генпланом города определены основные направления развития улично-дорожной сети с реализацией до 2026 года. В настоящее время, например, в Дзержинском районе ведется активное строительство автодорог в соответствии с утвержденными проектами планировки территорий.

Зона ответственности инвесторов – это возведение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры сугубо в пределах границ их земельных участков. То, что за пределами этих границ, возложено на город. Так, за счет городского бюджета построена улица Бабича на участке от Тутаевского шоссе до улицы Строителей с остановками общественного транспорта, построены улицы Брагинская и Пашуковская. При выделении бюджетных средств будет построена вторая очередь улицы Брагинской до улицы Бабича. Запланировано также строительство улицы 2-й Брагинской – проезд внутри микрорайона

№ 9. Такая же работа в местах новостроек ведется и в других районах города.

Что касается объектов социальной сферы, то, конечно, их строительство осуществляется более низкими темпами, чем возведение жилого фонда. Это обусловлено тем, что дома строятся за счет инвесторов, а социальные объекты – за счет бюджета, который, как правило, дефицитен.

– Благоустройство зеленых зон – это один из вопросов, которые особенно волнуют ярославцев. Каковы результаты работы в этом направлении?

– Полтора года назад при департаменте была создана рабочая группа по развитию парков и зеленых зон. Я считаю, что с хорошим итогом был закончен прошлый год, в течение которого в каждом районе города благоустроили имеющуюся или создали новую зеленую зону. Может быть, это недостаточно для областного центра. Но с учетом того, что столь плотно этим вопросом долгое время не занимались, это неплохой результат.

В этом году также выполняются проектные работы и планируются к реализации проекты благоустройства парковых территорий. Имеются в виду сквер на улице Юности в районе дома № 9б в Ленинском районе, парк радиозавода во Фрунзенском, парк в районе ДК «Гамма» в Заволжском, бульвар по улице Урицкого в Дзержинском и сквер в районе ДК «Нефтяник» в Красноперекопском районах. В отношении Кировского района могу сказать, что ведется рабочее проектирование благоустройства сквера имени 50-летия ВЛКСМ на пересечении улиц Городской вал, Свободы и проспекта Ленина, а основные работы на его территории намечены на 2015 год.

– Павел Витальевич, какой из объектов, построенных за последние несколько лет, кажется вам наиболее удачным в архитектурном плане?

– В связи с тем что спрос на жилье неуклонно растет, у застройщиков главная цель – построить его как можно больше, а не как можно лучше. Еще лет десять назад строились достаточно красивые, уютные дома по индивидуальным проектам, а теперь такие не строятся даже в центре или на прилегающих к нему территориях. Департамент влиять на это никак не может. Такая ситуация характерна не только для Ярославля, но и для всей страны.

Но вот недавно у нас был заложен новый жилой комплекс на месте бывшего завода топливной аппаратуры на улице Свободы. Наверное, впервые к проекту строительства домов подошли столь серьезно – его разработал известный российский архитектор Максим Атаянц. И если все будет построено по тому плану, который был представлен на презентации, то этот объект будет очень интересен и в архитектурном плане.

– Появление в Ярославле главного архитектора обсуждается в течение нескольких лет. Появится ли все же такая должность в мэрии, если да, то когда и какими полномочиями это должностное лицо будет обладать?

– Я считаю, что главный архитектор нужен Ярославлю. Для этого требуется ввести ставку и, самое главное, определить тот функционал, которым он будет заниматься, и ту сферу, на которую он сможет влиять. Думаю, что одной из важнейших функций главного архитектора должно быть сохранение культурного наследия, курирование вопросов, связанных с внесением изменений в Генплан города, в территориальное зонирование. Сейчас по предложению мэрии этот вопрос находится на согласовании в муниципалитете.

Татьяна ТОРГАШОВА

Фото Сергея ШУБКИНА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе