В России должно быть независимое кино!

О начинающих режиссерах и о том, как краудфандинг помогает воплотить идею в жизнь.
Для того, чтобы попасть на вершину Кино-Олимпа, молодым дарованиям приходится преодолевать и себя, и внешние обстоятельства. 

Но если во времена Советского Союза речь шла об идеологических рамках, то сейчас проблема кроется в капиталистических взаимоотношениях между творцом и зрителем.

Режиссер XXI века, как главный идеолог создания некоего творения, очень зависим от востребованности своих идей на рынке. Вариантов тут может быть несколько. Либо ты идешь работать на крупную раскрученную студию с определенным статусом и подходом, берешь на вооружение уже готовую, работающую [бизнес-]модель и снимаешь кино по определенным лекалам, тем самым обрекая себя на ремесленничество. Либо пытаешься нащупать свой неповторимый стиль и найти свою уникальную аудиторию, которой именно твоя идея и ее воплощение окажутся невероятно близки.

Как быть с финансами во втором случае? Ответов может быть несколько. Это могут быть подработки на стороне и кино с минимальным бюджетом, цепляющее не столько формой, сколько содержанием. Важны и спонсоры, которых чем-то привлекает готовящийся материал. Правда, они взамен требуют пиарить себя везде, где только можно, или вообще хотят, чтобы чуть ли не весь фильм выстраивался вокруг их продукции (вспомним кино Тимура Бекмамбетова, перенасыщенное product placement’ом). И, конечно же, краудфандинг. Да-да, все те люди, которые оказались заинтересованы в проекте на стадии разработки идеи, могут стать полноценными участниками проекта, вложив посильные средства на его создание. Взамен им предоставляется эксклюзивный доступ ко всему интересному и необычному, связанному с готовящимся фильмом (новости со съемочной площадки, реквизит и т. нп.), и даже возможность принять участие непосредственно на съемочной площадке! А почему бы и нет?

Рассказывает Анна Шипилова, выпускница ВГИКа, мастерская В.С.Калинина, В.И. Романова, 26 лет, режиссер и сценарист.

Об идее: «Мне захотелось экранизировать рассказ из «Чайной книги» Макса Фрая под названием «Рвущаяся нить» Сергея Малицкого сразу после его прочтения - случилось это лет 6 назад. Он запомнился и зацепил меня из-за конфликта стариковского тихого угасания в одиночестве и бьющей через край жизни без рефлексий и сожалений молодой девушки, я ассоциировала себя то со стариком, то с девушкой в эти шесть лет, иногда вспоминая его и перечитывая.

И вот, закончив ВГИК, и собрав свою дрим-тим из выпускников ВГИКа и друзей, наконец-то собралась его снимать. Совершенно уверена, что снимать нужно только то, что задевает тебя лично, что не дает тебе уснуть, проносясь кадрами перед глазами ночью».

О фильме: «Это будет фильм–рассуждение о смерти как о переходе в другое измерение, в загробный мир (не как рай или ад, а как воссоединение с умершими близкими). По атмосфере он будет чем-то похож на «Остров» Лунгина с одной стороны, и на «Стрелочника» Йоса Стеллинга с другой, и на «Испытание» Котта с третьей. Долгие планы туманов, реки, погружающая в атмосферу уходящей сквозь пальцы жизни музыка, и в то же время - драйв, животное, на уровне инстинктов, желание выжить любой ценой.

Снимать мы будем в заброшенной деревне в 260 км от Костромы. Отмечу, что русская деревня и ее проблемы - еще одна сквозная тема нашего фильма. В оригинальном рассказе деревню олицетворяет собой старик. Молодая девушка, типичный представитель городской среды, не понимает его, да и не хочет понять, стремясь как можно быстрее вернуться в привычные условия существования. Чем не метафора окружающего нас мира, России XXI века, в которой все больше и больше нарастает разрыв между жителями мегаполисов и забытых Богом деревушек?».

О трудностях: «Трудности есть только с деньгами - хорошая техника стоит денег, еда для всей сьемочной группы стоит денег, даже такие банальные бытовые вещи, как дрова для отопления, вода питьевая, бензин для генераторов, билеты на поезд обходятся в копеечку. Мы собираемся снимать в полузаброшенной деревне, это будут очень сложные условия: таскать технику придется на себе через поля, деревенский быт - мыться водой из реки в бане, готовить в печи. Съемки будут проходить в апреле - а ведь это настоящий Русский Север, там еще холодно. Но в нас горит огонь, мы все профессионалы, идейные, хотим снять прекрасное кино».

О краудфандинге: «Краудфандинг для меня - прежде всего способ снять историю, не пытаясь ее коммециализировать. Снять глубокую философскую притчу о смерти, не превращая ее в серию «Улицы разбитых фонарей» или сериал «След». Снять кино для людей – понятное всем, и Васе с завода «Уральский рабочий», и постоянному зрителю на Каннском кинофестивале. Потому что притчи – это всем понятные простые истории с заложенным в них глубоким смыслом. И поэтому, я иду к людям, для которых я хочу снять кино, а не в продюсерские компании, которые захотят вложить эту историю в «прокрустово ложе», переписать под себя, под свой формат, под свои цели.

И вся съемочная группа работает – кто занимается фрилансом, кто снимает сериалы, кто-то работает на постоянной работе, не связанной с кинематографом, но все готовы вкладывать свои силы, время, нервы в абсолютно некоммерческий проект, фестивальный, который будет показан на ограниченном количестве площадок, а потом выложен в интернет для всех, потому что верят в эту историю, это их – и мой краундфандинг для отечественного кинематографа».
Автор
Евгений Китаев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе