В тисках

Мэр Москвы выступил с инициативой как можно жестче наказывать за распространение наркотиков. Упомянул даже о смертной казни. Писатель Олег Маловичко, автор романа "Тиски", уверен, что ужесточение наказания не снижает уровень преступности. Жертвами станут мелкие торговцы, а не акулы бизнеса 

  Я думаю, Юрий Михайлович Лужков этим заявлением сделал очень удачный и грамотный политический ход. Привлек внимание электората, угодив его ожиданиям. Он, конечно, как и все мы, прекрасно знает, что в нашей стране введен мораторий на смертную казнь. Но известно и то, сколь не популярна эта мера у населения, считающего ее преждевременной, рожденной не на нашей почве, а навязанной Западом. В менталитете народа не изжито стремление к самосуду. В стране с такой тяжелой недавней историей надо очень осторожно относиться к расстрелу. Государство не вправе переступать через кровь. Стоит только начать - и пошло-поехало. Сегодня наркоторговцы, завтра маньяки, потом какие-то другие категории граждан. Это опасно и для каждого из нас, и для страны в целом...


Но повторю: ход грамотный. Могу предположить, что воодушевил Юрия Михайловича пример китайцев. И действительно, там прилюдная казнь наркоторговцев остановила страну на краю героиновой ямы. Однако, увы, мы - не китайцы. Иной менталитет, иное общественное устройство и страшная коррупция приведут в итоге к совершенно другим результатам. У нас поймают уличных пушеров, мальчишек лет 17-19, торгующих на углах травкой или разносящих ее по клубам. Того хуже, появится разнарядка, и ее будут выполнять для галочки. Надо в этом году, допустим, пятерых показательно приговорить, пожалуйста, вот вам ребятки, что возят товар в сумках из Узбекистана на Урал. А те, кто организует этот бизнес, как не попадались, так и не попадутся.

Все социологические исследования подтверждают, что ужесточение наказания не приводит к сокращению преступности. Напротив, чем сильнее нажим, тем организованнее и дисциплинированнее будут работать наркодельцы. Будут лучше шифроваться, и бороться с ними станет только труднее. Репрессии, как это ни парадоксально, ведут лишь к увеличению прибылей наркокартелей.

А проблема ведь на самом деле есть, и она требует исследования и пристального внимания государства. Здесь необходимо проявить политическую волю и выработать национальную программу. Важно последовательно формировать в обществе нетерпимость к наркотикам. Показушной наглядной агитацией типа уличных плакатов "Нет наркотикам" здесь не отделаешься. Нужно выделять деньги на реабилитационные центры и не пренебрегать своим собственным опытом. Например, уникальным опытом Евгения Ройзмана, бывшего депутата Госдумы, возглавляющего в Екатеринбурге фонд "Город без наркотиков". Он много лет реально сотрудничает с милицией, занимаясь не вылавливанием мелкой шушеры, а отслеживая цепочки, занимается конкретными ребятами. К нему за помощью идут матери тех, кто подсел на иглу. Не надо изобретать ничего нового, по этому пути все развитые страны идут последние тридцать - сорок лет. Просто надо искать и привлекать к этой работе талантливых людей.

Или вот еще одна новая инициатива - проверять абитуриентов и студентов в вузах. И это в мире уже проходили. Возле центров проверки тут же появлялись мальчики и девочки, торгующие чистой мочой. 10 долларов - и анализ отличный. К тому же те, кто знает о предстоящем обследовании, могут и потерпеть 3-4 недели, чтобы очиститься.

С огромным сожалением приходится констатировать: наркотики все больше и больше вторгаются в нашу жизнь и становятся ее обстоятельством. В любых интернет-магазинах можно совершенно легально купить синтетический аналог марихуаны, так как он еще не введен ни в какие реестры. Изобретены так называемые звуковые наркотики. И между прочим, спрос на них у молодежи огромный. А главное, наркоманы год от года молодеют. Если в 80-е это были люди 20-25 лет, в 90-е - семнадцатилетние, то сейчас - тринадцати-четырнадцатилетние юнцы.

Надо очень отчетливо понимать, что наркотики - это не вопрос выбора, они сильнее человека и ломают его. Это зависимость химическая, а не волевая. По природе человек слаб, и элементарный детский бунт против родителей может закончиться плачевно. Я не считаю нужным сажать кого-то за употребление наркотиков. Как нельзя сажать за пьянство. Это болезни. Да и наши исправительные учреждения никого, как известно, не исправляют. Человек, возвращающийся оттуда, как правило, сломлен.

Большое заблуждение думать, что наркоманы - это какие-то инопланетяне, которых к нам заслали. Это такие же люди, как мы с вами, наши друзья, наши родственники, соседи, ребята с нашего двора. Как, впрочем, и наркобароны не в капсуле спустились на Землю. Я одного такого знал задолго до его "основной" карьеры.

Собственно говоря, импульсом к написанию романа "Тиски", легшего в основу одноименного фильма, и послужило то, что в один прекрасный момент ко мне пришло осознание пейзажа, в котором живу. Я обнаружил, что фактически все вокруг меня употребляют те или иные наркотики. И вполне лояльно относился к этому факту. Следующее поколение будет еще лояльнее. Слава богу, в моей жизни перевесили какие-то другие интересы. Но в 13 лет может ничего не оказаться на другой чаше весов. Потому-то и считаю очень важным формировать общественное мнение, нетерпимость. У меня нет данных, что после фильма кто-то завязал. Но встречаясь с людьми, общаясь через Интернет, я знаю не один десяток случаев, когда человек отказывался пробовать. Напугали. Привлекли внимание. Одна немолодая женщина призналась мне, что никогда не думала об этой проблеме, но, прочитав роман, она захотела хоть что-нибудь сделать. Значит, есть какая-то польза, когда об этом говорят. Граждане не должны с этим мириться. И я тоже гражданин.

Олег Маловичко

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе