Вакханалия дилетантов, или Шоу «Всё под контролем»

Анализ действий властей в трагедии т/х «Булгария»


Как ни крути, а вывод пока получается один — непосредственным виновником гибели т/х «Булгария» был экипаж, причём не весь экипаж, включая буфетчиц и поваров, а командный состав. Из имеющихся скудных данных можно предположить два варианта главной причины трагедии.


Судно не претерпевало каких-либо серьёзных конструктивных изменений вследствие модернизации, ремонта или изношенности, повлёкших за собой ухудшение его остойчивости и плавучести.


Хотелось бы, дорогие мои, поделиться впечатлениями от проведённого отдыха (06.08—08.08.2010 г.) на теплоходе «Булгария» по маршруту Казань — Чебоксары — Н.Новгород — Казань. Приятными их точно не назовёшь! Даже не знаю, с чего начать?! Что касается технической стороны судохода — это вообще КАРАУЛ! Как можно было его выпускать?! Как выразился один отдыхающий в книге жалоб и предложений: «Это корыто годится лишь для перевозки скота!» (дословно). Напрочь отсутствуют текущий и капитальный ремонт. Проблемы начинаются, простите, с санузлов и заканчиваются работой двигателя. То у нас смог, то вода куда-то просочилась — одно сплошное приключение!

Старая калоша


Судно перевернулось из-за заливания нижней палубы водой через открытые иллюминаторы, совершая резкий поворот и, соответственно, сильно накренившись в условиях сильного волнения и ветра. Капитан не учёл возможного риска заливания нижней палубы, не приказал задраить иллюминаторы нижней палубы и не дал команды избегать резких поворотов.


После модернизации судна, увеличившей количество пассажирских мест, его остойчивость ухудшилась.


Если различные показания о постоянном крене судна задолго до аварии соответствуют действительности, то, значит, остойчивость была настолько малой, что требовалась постоянная балластировка судна, контроль за наполнением танков — топливных, фекальных и пр. Кроме того, требовались дополнительные меры обеспечения остойчивости — контроль за иллюминаторами нижней палубы, избегание резких поворотов, любые иные меры, препятствующие ухудшению остойчивости.


В том или ином случае непосредственным виновником является экипаж, в конечном счёте — капитан.


В одном случае круг косвенных виновников один, в другом случае — другой.


Это сугубо моё мнение и мои выводы, хотя и взятые не из воздуха, а основанные на редких цитированиях средствами массовой информации профессионалов-речников, собственных знаниях и опыте.


Но мы могли бы к настоящему времени иметь и какое-то коллективное мнение, серьёзные суммированные предварительные выводы и экспертизу профессионалов — от капитанов и механиков до конструкторов и строителей, однако мы этого не имеем. Вот об этом я и хочу поговорить. О том, почему мы знаем мнения Путина и Медведева, почему мы знаем об арестах и обысках, но ничего не знаем о мнении единственных авторитетов, которые в состоянии грамотно объяснить происшедшее, — мнении специалистов.


Первым, как известно, причины гибели теплохода назвал СК, вцепившийся в это дело, как изголодавшийся гостиничный клоп в редкого постояльца.


Прищурившись, СК тут же определил, что виновниками являются неисправность одного из двигателей, перегруз и крен, замеченный ранее в Казани. За одно это СК можно было бы тут же отодвинуть от дела и посоветовать заняться чем-нибудь, в чём СК разбирается. Пара десятков лишних человек для судна таких размеров перегрузом быть никак не может, но, чтобы это знать, надо быть хоть чуть-чуть технически грамотным или посоветоваться со специалистами. Неисправность двигателя в данной катастрофе является её причиной не больше, чем неисправность шасси в гибели самолёта, в который попала молния. А что это за зверь такой — «крен», который напал на судно? Крен — это следствие, а не причина.


Но СК стремительно забирает всё под свой контроль, поощряемый высшим руководством.


Вот причины гибели судна, названные Путиным и тут же разнесённые всеми СМИ как некое откровение:


«…Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности», — сказал Путин на правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии.


В данном случае, хотелось бы заметить, речь должна идти не о технологической безопасности (это не сборочный конвейер АвтоВАЗа), а об эксплуатационной безопасности.


Но ладно, пусть будет технологическая. Поговорим о безответственности, безалаберности, алчности и грубом нарушении правил. В большинстве транспортных аварий, происшедших по вине человека, виновны именно они — безответственность, безалаберность, алчность и грубое нарушение правил. То есть Владимир Владимирович очень верно подметил, что масло масляное. После чего он потребовал сурово наказать капитанов судов, не оказавших помощи, что для тех, кто понимает в речных и морских делах, очень наглядно продемонстрировало, чего стоят его знание окружающей действительности и «контроль ситуации».


Медведев тем временем определился с тем, кто у нас главный специалист по водному транспорту.


СК и прокуратура. Других не осталось.


— Коллеги, в воскресенье, после того как случилась трагедия в Татарстане, я разговаривал с председателем следственного комитета и дал ряд поручений.


В настоящий момент, насколько я понимаю, выявлен круг подозреваемых, идут необходимые следственные действия, поэтому я хотел бы, чтобы вначале Александр Иванович доложил о том, что делается для того, чтобы разобраться в причинах этой страшной трагедии, и какие впоследствии из этого должны быть извлечены уроки… Генеральному прокурору…


Юрий Яковлевич, речь идёт, естественно, о проверке всего нашего речного флота: о состоянии лицензий, продаже билетов, необходимых разрешениях на ведение туристической деятельности и целого ряда сопряжённых с этой трагедией обстоятельств, которые прямо или косвенно повлияли на её возникновение.


Коллеги рапортуют:


Бастрыкин:


— По вашему поручению и указанию мы создали крупную следственно-оперативную группу, в которую вошло более 50 криминалистов и следователей центрального аппарата и транспортно-следственных органов…


В настоящее время, собственно, расследуется три уголовных дела. Первое уголовное дело квалифицируется как нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлёкших тяжкие последствия. Затем мы расследуем дело о нарушении правил оказания услуг, которые повлекли за собой серьёзные последствия. И, наконец, третье уголовное дело, которое мы возбудили несколько позднее, — это дело о неоказании помощи людям, терпящим бедствие…


В настоящее время нами задержан (избрана мера пресечения в виде ареста) руководитель туристической фирмы…


Кроме того, избрана мера пресечения в виде ареста в отношении должностного лица речного регистра — того виновника, который, как мы полагаем, заведомо зная об опасности эксплуатации этого судна, тем не менее утвердил необходимые документы, дающие разрешение направлять это судно в плавание.


Мы дали указание о задержании и доставлении к месту расследования двух капитанов судов, которые, мы предполагаем, не выполнили надлежащим образом те действия, которые они должны были выполнить по спасению людей.


Начались допросы должностных лиц контролирующих органов (этих органов вполне достаточно), которые должны были контролировать деятельность туристических фирм, морского судоходства и деятельность порта, и речников...


И, наконец, мы сейчас занимаемся организацией сложнейшей научно-технической и инженерно-технической экспертизы, которая позволит ответить на вопрос, каковы непосредственные и опосредованные причины этой страшной катастрофы. И после этого будем иметь чёткое представление о круге тех лиц, которые подлежат ответственности за эту трагедию.


Что впереди, телега или лошадь?


Может быть, сначала надо сделать хотя бы предварительные выводы как о причинах аварии, так и о ходе спасательной операции и только потом арестовывать, если будут веские на то основания? Если в ходе спасательной операции были спасены все, кто сумел выбраться из тонущего судна, то, может быть, нет оснований хотя бы для уголовных дел по обвинению в неоказании помощи?


Перечитайте ещё раз — следственная группа аж из 50 следователей уже есть.


Уголовные дела есть. А вот комиссии специалистов — не специалистов-следователей, а речников — нет. Хотя бы какой-то предварительной, временной. Никакого предварительного профессионального анализа аварии и спасательной операции, следовательно, нет. Внесения ясности насчёт спасательной операции тоже нет — то есть, повторяю, были или нет спасены все, кто сумел покинуть судно. А это крайне важно, и не только для арестованных по подозрению в «неоказании помощи» капитанов. Это важно для оценки безопасности на внутренних водных путях в целом.


Если в условиях отдалённости от крупных речных портов и практически мгновенной гибели судна сумели спасти всех, кто оказался в воде, то, значит, не такие уж мы и потерянные.


Но власти предпочли игру на инстинктах, направив гнев масс на «не оказавших помощь».


Устроили шоу с погоней и задержанием однотипного теплохода «Пётр Алабин», следовавшего, от греха подальше и без пассажиров, к месту своей постоянной стоянки. Само решение о его задержании не выдерживает критики — судно задержано за несерьёзные нарушения, какие можно найти на любом судне, нарушения обнаружили не те, кому по идее этим надо заниматься, не транспортный контроль, а прокуратура, а решение о задержании вынес аж целый суд.


С «Петром Алабиным» просто бред какой-то — у него, видите ли, поддельное свидетельство. Судовладелец подделал возраст, вместо 1955 года постройки проставил 1955-й. Он получил документы на приобретённое им судно, а в документах чиновники вляпали по ошибке не тот год. На судне заметная табличка, с годом его постройки, 1955-й. Бдительная прокуратура обнаружила опечатку и подпрыгнула от радости, из владельца уже почти сделали преступника. Это что, профессионализм властей? Это дешёвая показуха вперемежку с паникой нижестоящих чиновников.


Мы все — как пароход в тумане.


В трагедии, произошедшей в Куйбышевском водохранилище на Волге, блогерам видится чуть больше, чем кораблекрушение, им, как и после всякой техногенной катастрофы в России, видится крушение целой страны, окончательное и бесповоротное.

На самом дне


Есть авария, ставшая страшной трагедией. Общественность, уж не говоря про родственников погибших, жаждет знать, что случилось, как и почему. Должен быть какой-то экспертный источник, группа или комиссия, как угодно, состоящий из профессионалов-речников и прочих, кто потребуется. То есть что-то, чему можно было бы поверить, что представляло бы из себя грамотный анализ (обновляющийся по мере поступления новых данных) аварии.


А что имеем? Имеем невежественные объяснения аварии со стороны властных структур, имеем аресты, громы и молнии руководства и заверения в том, что наказанных будет много. Отдельные мнения специалистов преподносятся отдельными СМИ очень часто в сильно искажённом виде — ну то есть хочу сказать, читая такое мнение, я понимаю, что интервьюированный специалист никак не мог так сказать или такое сказать. И что, читая своё опубликованное мнение, он яростно ругается, но сделать ничего не может, не исправишь.


Из всего того, что можно извлечь из интернета, приходишь к выводу, что Минтранс выведен из игры, запуган до смерти и полностью парализован.


Если судить по сайту Минтранса, то даже комиссии для расследования аварии не создано. Той самой, которая давно должна была работать и стать главным источником информации и анализа. Повторяю Бастрыкина: «И, наконец, мы сейчас занимаемся организацией сложнейшей научно-технической и инженерно-технической экспертизы, которая позволит ответить на вопрос, каковы непосредственные и опосредованные причины этой страшной катастрофы».


Они занимаются тем, чем надо было заняться в самом начале, но не им заниматься.


У меня детский наивный вопрос — почему они занимаются организацией такой экспертизы? Они кто, речники? Чтобы понять, о чём я, предлагаю возвратиться к коллегам президента.


Чайка:


— …В выполнение вашего поручения проведено совещание Генеральной прокуратуры с работниками, которые непосредственно будут заниматься этой проблемой, разработаны методические рекомендации по проведению повсеместных комплексных проверок исполнения законодательства о состоянии речного флота в Российской Федерации…


В целом я хотел бы заметить, что в прошлом году и в течение этого полугода мы неоднократно проверяли деятельность водного транспорта.


Выявлено было 31 тыс. нарушений...


К сожалению, не сработали на упреждение. И эти последствия (эта трагедия, которая произошла в Казани) говорят о том, что действительно надо ужесточить эти вопросы. И мы будем это делать.


Читаешь и держишься за стул, чтобы не упасть.


Контролирующих органов на транспорте пруд пруди, о чём говорит и тот же Бастрыкин: «Начались допросы должностных лиц контролирующих органов (этих органов вполне достаточно)». Органов достаточно, но, выходит, недостаточно, иначе бы аварий не было. И даже прокуратура не «сработала на упреждение», недоглядела. Прокуратура обещает ужесточить и впредь не допустить. Так кто ответственный за транспорт? Кто выше всех? Если прокуратура, то зачем нам Минтранс и Ространснадзор, и портконтроль с Регистром, и многие другие? Затем, чтобы было кого сажать?


Но, может быть, в СК и прокуратуре сидят как раз такие люди, гении, спецы на все руки, разбирающиеся во всём сущем лучше любого из нас?


Нет, не может такого быть. Не буду вдаваться в подробности, но у меня есть свой анализ действий СК в связи с ЧП на водном транспорте. Одна борьба СК с сомалийскими (уж не говорю про эстонских) пиратами чего стоит. Это верх дилетантизма, какого-то, я бы сказал, воинствующего невежества. Это очевидное и почти нескрываемое стремление раздуть «дело» любой ценой, каким бы абсурдным оно ни казалось.


Ужесточения, конечно, будут.


Уж кто бы сомневался…


Но насколько они действительно повысят безопасность, насколько вообще можно повысить безопасность на водном транспорте — это отдельный разговор, требующий отдельной статьи, которая обязательно будет написана.


Любая трагедия, связанная с аварией, вызывает понятный обострённый интерес общественности.


Аварии происходят в различных отраслях, в том числе и чаще всего в транспортной. Обычный человек, если он не специалист именно в этой отрасли или виде транспорта, совершенно не разбирается в деталях. Естественно, все хотят какой-то компас, экспертное мнение, которому можно поверить и на которое можно положиться.


Аварий у нас много.


Жертв тоже. Но сценарий дальнейших событий — один. Открывается дело, суетятся следователи, власти впаривают нам то, что они называют анализом и выводами, где-то какие-то СМИ выдают мнения специалистов, мы ничего не понимаем, а пояснить — некому. Что мешает создать механизм организации временной комиссии из специалистов отрасли, в которой произошло ЧП, специалистов не только ведомственных, но и независимых? Чтобы механизм срабатывал чётко и без сбоев, чтобы мы сразу же имели надёжное мнение группы экспертов? Чтобы комиссия не только ставила в известность общественность, но и подправляла временами чудовищную безграмотность властей? Чтобы родственники погибших хотя бы понимали, что именно произошло и почему погибли их близкие? Чтобы те, которые на самом верху, хотя бы не несли ту чушь, которую они несут, думая, что сказанное ими имеет отношение к реальной жизни. Чтобы они тоже знали правду — не от следователей СК, а от знающих и понимающих людей.


Нет такой комиссии.


Нет ясности, нет уверенности в правильности действий властей — нет ничего, кроме разрозненных, разорванных по десяткам СМИ мнений настоящих специалистов. Есть отдельные форумы или блоги профессионалов, единственный шанс прочитать что-то стоящее, по делу, и хоть что-то понять. И да, конечно, у нас есть ещё власть. Обрюзгшие лица с набрякшими веками, стальные желваки, железные голоса, усталые, но дико мудрые глаза — извечное шоу российских властей, называемое «Всё под контролем».


Михаил Войтенко, главный редактор «Морского бюллетеня»


CHASKOR.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе