«За заслуги перед малой родиной» с мечами и бантом

Губернаторы и президенты российских регионов ведут себя как владетельные феодальные сеньоры. Они объявляют праздниками дни своего рождения и награждают собственными орденами. Так дело может дойти до местных валют и объявления «права первой ночи». 

 Кавалер «бриллиантовой икры»

Калининградский губернатор Георгий Боос недавно наградил бывшего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева орденом с экзотическим названием — «За заслуги перед Калининградской областью». И такой местечковой экзотики в коллекции у Алексея Васильевича, ныне губернатора Воронежской области, немало. За 10 лет неустанного руководства сельским хозяйством (и соответствующими средствами) сей чиновник собрал столь обильный урожай орденов и медалей, что уже непонятно, как они умещаются на его широкой, да, но все же конечной груди. Полного списка преподнесенных ему региональных регалий, увы, нет, но впечатляет и тот, что доступен. Итак, медали: Алтайского края — «За заслуги перед обществом», Чечни — «За заслуги перед Чеченской Республикой», Тувы — «За доблестный труд». Список орденов более обширен: тувинский же «Орден Республики Тыва», орден Республики Алтай «Тан Чолмон» («Утренняя Звезда»), вышеупомянутый орден «За заслуги перед Калининградской областью», орден «Слава» Мордовии... Хотя в соревновании «Кто круче всех наградит Гордеева» к 2007 году всех региональных баронов оставил позади Кирсан Илюмжинов: он мало того что вручил столичному чиновнику драгоценный орден Белого Лотоса, так еще и присвоил тов. Гордееву высокое звание «Герой Калмыкии». Правда, в 2008-м вперед вырвался якутский президент Вячеслав Штыров, пожаловавший Гордееву орден «Полярная Звезда» — 165 граммов золота 750-й пробы, не считая бриллианта. Разве плохие «надои»?! Согласитесь, что на этом фоне презентованный герою тогда же орден «За заслуги перед Марий Эл», да еще и II степени, смотрится довольно блекло. Еще один гордеевский орден, «За заслуги перед Алтайским краем», мало того что лишь II степени, так еще и из нейзильбера! Хотя обычно чем дотационнее регион, тем пышнее и ярче награда для министра сельского хозяйства.



 И пусть себе шептуны злословят, что награды Тувы даны Гордееву за то, что съедобного там ничего не растет, зато в Якутии что-то же мычит и, быть может, телится! Сказано же, что «Утренняя Звезда» пожалована Гордееву «за большой личный вклад в развитие сельского хозяйства, выдающиеся заслуги перед Республикой Алтай в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», умножение производственного и духовного потенциала республики». Тувинский орден презентован уже «за многолетнее плодотворное сотрудничество и большой личный вклад в социально-экономическое развитие», якутский — «за особые заслуги в социально-экономическом развитии и личный значительный вклад в укрепление АПК Якутии», а также потому, что Гордеев «отстаиванием интересов тружеников села... по праву заслужил уважение и авторитет среди населения Якутии». Марийцы по обыкновению лаконичны: «за большой вклад в экономическое развитие республики». Какая сумма вклада, в какой валюте и в каком банке, под какие проценты — молчание. Разве лишь калининградские чиновники игриво проговорились: местный орденок выдан за то, что «Алексей Гордеев постоянно проявляет внимание к региону и его отраслевой специфике». Ничего себе формулировочка, если учесть, что едва ли не основной «отраслевой спецификой» кенигсбергщины давно уже стала контрабанда! Честнее всех оказались чеченцы, чисто дети, без экивоков поведав, как 1 марта 2006-го тогдашний президент Чечни, Алу Алханов, посетил Гордеева: «В центре обсуждения был вопрос выделения Чеченской Республике транша на проведение весенне-полевых работ. Стороны достигли согласия». Так что «Алу Дадашевич Алханов поздравил Алексея Васильевича Гордеева с днем рождения и вручил ему за большой вклад в восстановление и развитие агропромышленного комплекса республики медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой». По словам А.Д. Алханова, федеральное министерство, возглавляемое А.В. Гордеевым, оказывало и оказывает огромную финансовую и материально-техническую помощь сельскохозяйственной отрасли республики». Кто бы сомневался! Хотя, если честно, уж за такой транш можно было бы и поувесистее награду, золотую, с камушками... Эх, если бы Алексей Васильевич был еще столь же успешен не только на ниве медалесбора, орденоводства и раздачи траншей, глядишь, не пришлось бы ныне завозить из-за рубежа почти половину продовольствия! Да и пока орденов у него прибывало, мясо-молочной живности стало меньше, чем после войны или коллективизации...

 Ордена Шаймиева и медали Кадырова  

 Но ведь ордена, вообще государственные награды — прерогатива государства: учреждает их и награждает только президент! Только вот субъекты Федерации, хотя государствами отнюдь не являются, регалий своих наплодили безмерно: ордена и медали, по моим подсчетам, существуют не менее чем в 31 регионе. Причем побрякушки так и именуются: государственные награды. В четырех из этих субъектов Федерации есть звание «героя»: в Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях («Герой труда Кубани» и «Герой труда Ставрополья»), в Кемеровской области («Герой Кузбасса»). В 14 регионах — только наградные медали, в 5 — только ордена, в 12 — и ордена, и медали. Может, пока пишутся эти строки, орден в дополнение к уже существующим медалям появится и в Северной Осетии: в феврале в тамошний парламент внесен законопроект об учреждении ордена «Слава Осетии».

 Самая полноценная наградная система, как ни странно, в епархии Амана Тулеева. В Кемерово к званию «Герой Кузбасса» прилагается золотая звезда, есть два ордена — «Ключ Дружбы», «Доблесть Кузбасса» — и не менее 10 медалей: «За особый вклад в развитие Кузбасса» двух (по иным данным, трех) степеней, «За честь и мужество», «За служение Кузбассу», «За веру и добро», «Материнская доблесть», «Отцовская слава», «За достойное воспитание детей», «Надежда Кузбасса», «60 лет Кемеровской области» и «За бизнес во имя созидания» (для деловых, надо полагать). Далеко не каждая мировая держава может похвастаться таким обилием наград!

 На Северном Кавказе наиболее развитая наградная система, понятно, в Чечне. Высшая награда — орден Ахмата Кадырова. Еще один местный орден назван весьма экзотично: «За развитие парламентаризма в Чеченской Республике». Парламентаризм да еще и в Чечне — за это точно орден надо давать! Есть и медали, четыре или пять: «За заслуги перед Чеченской Республикой», «Защитник Чеченской Республики», «За трудовую доблесть», вроде бы разрабатывается еще медаль «За гражданское мужество».

 В Ингушетии с наградами проще, орден всего один: «За заслуги». Высшие государственные награды Северной Осетии (именно так и говорится в республиканском законе «О государственных наградах Республики Северная Осетия—Алания» от 15 августа 2007 года) — пока медаль «Во Славу Осетии» и «Знак Почета». Известно о существовании медали «За защиту Осетии». На выходе и вышеупомянутый орден: двенадцатиконечная звезда, в центре — герб РСО—Алания белой и красной эмали, по кругу надпись «Слава Осетии» на двух языках. Высшая награда Республики Адыгея — медаль «Слава Адыгеи» (ее умудрился получить даже президент Белоруссии Александр Лукашенко). В Калмыкии — звание «Герой Калмыкии», герой получает орден Белого Лотоса из драгметаллов, инкрустированный драгоценными камнями. Еще уникальнее орден Якутии «Полярная Звезда», но об этом ниже.

 Свои награды у Татарстана: высшая — орден «За заслуги перед Республикой Татарстан», три медали — «За доблестный труд», «Ана Даны» («Материнская слава») и «В ознаменование добычи трехмиллиардной тонны нефти». Собственную наградную систему учредил и Муртаза Рахимов, аж три ордена: «За заслуги перед Республикой Башкортостан», «Салавата Юлаева» и «Дружбы народов». В Алтайском крае — орден двух степеней и пять медалей, в Республике Алтай — орден «Утренняя Звезда» и пара медалей. Свои ордена и медали есть в Мордовии (орден Славы I, II и III степени), Чувашии (орден «За заслуги перед Чувашской Республикой», медали), Туве («Орден Республики Тыва», медаль «За доблестный труд»), Республике Марий Эл (орден «За заслуги перед Марий Эл» I и II степени, медаль), Хакасии (орден, медаль). Как нетрудно заметить, по части орденотворчества и чеканки медалей бесспорно лидируют именно национальные республики. Впрочем, как видите, своими орденками поспешили обзавестись Калининградская и Кемеровская области, а также Астраханская («За заслуги перед Астраханской областью») и Нижегородская («За гражданскую доблесть и честь» I, II и III степени)... 

 $100 тыс. на грудь  

 А ведь ряд этих «наград» — вполне конкретная концентрация материальных ценностей: в своем орденоделии региональные бароны не могут обойтись без бриллиантов, золота и прочих драгметаллов с каменьями. Причем самые драгоценные изделия ваяют, как правило, в местечках весьма дотационных, а то и просто нищих — за счет госбюджета, то есть денег, вынутых из нашего кармана. Нормально, что Чечня, финансируемая из госбюджета на 84—90%, чеканит на эти денежки орден Ахмата Кадырова, оцениваемый как минимум в $50 тыс.: 35 граммов чистого золота (больше, чем в Звезде Героя России!), планка украшена россыпью бриллиантов и изумрудов. Калмыкия дотируется из госбюджета, по разным оценкам, то ли на 95%, то ли на 70%, зато орден Белого Лотоса — платиновый, с 13 бриллиантами и 8 рубинами. Примерно 35% якутского бюджета — транши из Москвы, даже залежи алмазов и золота не делают регион не только донорским, но хотя бы малодотационным. Ничего, госбюджет все стерпит, и орден «Полярная Звезда» — тоже. Из официального статуса: орден «представляет собой восьмиконечную звезду, лучи которой украшены якутским орнаментом на белой и голубой эмали. Пространство между лучами заполнено синей перегородчатой эмалью. В центре звезды — круг, покрытый красной эмалью, на нижней его части надпись «Полярная Звезда». В верхней части центрального круга и по всей окружности вновь расположены элементы традиционных якутских орнаментов, символизирующие единство коренных народов Якутии. В центре ордена на зеленой эмали расположен крупный бриллиант диаметром 3 мм — символ «Полярной Звезды». Материал ордена: золото 750-й пробы, горячие эмали, бриллианты. Колодка также выполнена из золота 750-й пробы в характерном стиле… Вес золота — 165 грамм. Вес бриллианта — 0,45 грамма. (диаметром 3 мм — 1 штука)». 0,45 грамма — это 2,25 карата, надо полагать, высокой чистоты — только бриллиант потянет от $56 тыс. до $141 тыс., не считая еще и золота на $11—12 тыс. Прямо-таки золотое ведерко с бриллиантовой икоркой! Кемеровскую область уж никак нельзя назвать процветающей, однако свои регалии там обожают делать именно из драгметаллов: орден «Ключ Дружбы» — звезда из золота 585-й пробы, 2 бриллианта, 8 сапфиров. Орден «Доблесть Кузбасса»: основа — белое золото 585-й пробы, на него наложено рельефное изображение контура Кемеровской области, выполненное из желтого золота, с ограненным бриллиантом в 0,13—0,15 карата, лавровый венок из желтого золота 585-й пробы с 12—14 бриллиантами (в разных версиях) общим весом 0,8—0,85 карата. Средний вес «орденка» — 30 граммов. Медаль «Герой Кузбасса», почти один в один копия советской Золотой Звезды Героя Социалистического Труда (хотя куда увесистее!), на этом фоне скромница: 30 граммов желтого золота 585-й пробы с накладкой из белого золота. Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени — золото и серебро, прочие же медали (числом не менее девяти) уже 30-граммовые из серебра 925-й пробы. Краснодарская звезда «Герой труда Кубани» (тоже копия советской Звезды Героя Соцтруда!) — золото 585-й пробы, а вот у медали «Герой труда Ставрополья» из золота не только пятиконечная звезда, но и колодка. К слову, знак отличия Ленинградской области «За заслуги перед Ленинградской областью» и фрачный знак — тоже из золота, серебра с 7 бриллиантами в придачу. И в Омске есть золотая медаль — «За особые заслуги перед Омской областью». По большому счету, все эти золото-платиновые бляхи с «брюликами», рубинами, сапфирами и прочими изумрудами, государственными наградами никоим образом не являющиеся, замечательный способ легальной взятки в особо крупных размерах. И натурально легализация присвоения государственных средств — тоже в особо крупных размерах. До такого изыска не смогла додуматься даже сталинско-брежневская бюрократия. И по сути, такие награждения — вполне конкретный указатель на коррупционные связи! Хотите знать, как и куда ушли ваши денежки, — гляньте на «Белые Лотосы», «Утренние» и «Полярные» звезды и на их кавалеров.

  Не секрет, что награды эти в подавляющем большинстве келейные, жалуемые никем не избираемыми региональными магнатами. В большинстве случаев о наградной системе того или иного региона из открытых официальных источников узнать крайне сложно, если вообще возможно: что за награды, когда учреждены, каков их статус, из чего сделаны, кого и за что награждают реально. А что доступно, то вызывает риторический вопрос: перед кем имеют заслуги кавалеры местечковых регалий — перед узким кругом лиц с деньгами? Потому как помимо столичных чиновников в списках награжденных больше фигурируют совсем не реальные трудяги, а конкретные начальники, хозяева губерний да «владельцы заводов, газет, пароходов». Так что в самих областях, краях и республиках ордена и медальки эти чаще именуют «За заслуги перед губернатором». Гласность этому наградному делу лишь помеха, так что не зря говорят, что Аман Тулеев изволил сильно гневаться, когда в прессу просочились сведения о награждении Чубайса злато-серебряной медалькой «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени...

  Замороженный распад В ряде регионов хотя бы хватает ума величать эти цацки знаками отличия или наградами области и губернатора. Зато в иных без затей пишут: «государственные награды». «Государственная награда Самарской области» — это, конечно, смешно. Но когда это словосочетание приложено к другому — Якутия, Татарстан, Чечня или Дагестан... Особенно если заглянуть в некоторые Конституции. Первая же статья якутской Конституции гласит: «Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение». Вот так! А вот бурятская Конституция: «Республика Бурятия есть демократическое правовое государство», которое появилось «в результате реализации права бурятской нации на самоопределение». Тува тоже «демократическое правовое государство», с собственным гражданством. Дальше читаем? Так что само использование терминов «орден», «медаль», «государственная награда» симптоматично и улыбки уже не вызывает. 

  Тува, кстати, первая учредила госнаграды — в 1992-м, вслед за ней Калмыкия — в 1993-м, в 1995-м — Башкирия, в 1996-м — Адыгея, в 1997-м — Якутия... Заметили: в передовых рядах орденотворцев не самые богатые регионы, а совсем наоборот, и подчеркнуто отдельные. Львиная же доля регалий учреждена не во время «парада суверенитетов», а в 2003—2008 годах, когда укрепляли пресловутую вертикаль. Вот и укрепили.

  Сами по себе эти цацки и побрякушки, конечно, всего лишь мелкие прыщи. Под которыми сокрыта смертельно опасная опухоль. Расцвет местечковой наградной системы — явный симптом тяжкой болезни всего организма, развала государства и девальвации его ценностей. И четкий показатель: заказал себе свой орден — значит, натурально хочешь быть первым, самостийным и отдельным от Москвы: экспресс-анализ на готовность воткнуть нож в спину и отправиться в самостоятельное плавание. Если уж с атрибутикой все в норме и дошло до учреждения собственных госнаград, сколько ждать оформления собственно государства? Тем паче наградная география, если вглядеться, это и есть география «замороженных» конфликтов.

Владимир ВОРОНОВ

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе