Закон о рыболовстве расплодит детей-браконьеров?

Законопроект  о «Любительском рыболовстве» вызвал не только бурные обсуждения, но и массовые уличные протесты.  При этом он не устраивает ни тех, кто беспокоится о воспроизводстве и приумножении рыбного поголовья, ни рыболовов-любителей, ни представителей  контролирующих  органов. Для  того чтобы услышать все мнения, 7 октября в Ярославский Медиа Центр мы пригласили  представителей властных структур, контролирующих рыболовный процесс,  представителей общественных, спортивных и коммерческих  организаций, а также рядовых рыболовов. 

Участники встречи:


1. Алексей Чикалев, начальник Ярославского межрегионального отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Верхневолжского территориального управления Росрыболовства;

2. Анатолий Дурандин, председатель Ярославского областного общества охотников и рыболовов;

3. Василий Змаженко, первый заместитель начальника ФГУ «Верхневолжрыбвод»;

4. Евгений Чабуткин, главный тренер сборной Ярославской области по спортивному рыболовству;

5. Ирина Лебедева, сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Союз Рыболовов»;

6. Александр Соловьев, генеральный директор базы отдыха «Бриз»;

7. Антон Семенов, главный редактор газеты «Ярославские страницы».


О разгуле браконьерства и бесконтрольности


А.Семенов: Поводом для нашей встречи стало очередное, уже третье по счету, внесение законопроекта в Госдуму  «О любительском и спортивном рыболовстве». В ноябре состоятся  очередные слушания. Одновременно с этим рыбаки обещают провести  митинги и массовые мероприятия по всей стране, протестуя против принятия этого закона.  Мы хотим попытаться разобраться, возможен ли  компромисс в данной ситуации и какие позиции законопроекта вызывают неприятие у рыболовов и властных структур.


А. Дурандин: Я смотрю  на законопроект и на перспективу его применения в том виде, в котором он существует сейчас, очень пессимистично. Концепция меняется по ходу обсуждения. А для принятия закона надо сначала определиться с концепцией: что мы хотим и куда мы идем.

Идею с фиш-картой я считаю утопией. Потому что государство больше потратит на изготовление, распространение и контроль, чем соберет денег.  Cейчас инспекторы браконьерские сети не успевают вылавливать. Когда они будут еще и фиш-карты проверять? Большинство рыболовов как рыбачили без них, так и будут. Я бы предложил взимать деньги на содержание охраны, воспроизводство рыбных запасов при помощи введения акцизов на рыболовные товары.  Это будет и незаметно для кармана, и не обидно и позволит не увеличивать штат чиновников.

Нам нужна сильная государственная структура. Старую систему развалили. При постоянных передачах контролирующих функций из ведомства в ведомство потеряли технику, опытные кадры и нормативную документацию. Обстановка очень плачевная: водоемы заставлены браконьерскими сетями, охранные структуры не справляются, масса мелких речушек и озер вообще не контролируется. И я не вижу в законопроекте положений, которые бы помогли решать эту проблему.  Хотелось бы, чтобы рыболовы поняли: нужны меры для воспроизводства и охраны. Запасы снижаются.  Нужна грамотная охрана водоемов. Ранее все наши егеря имели статус младших инспекторов рыбоохраны – это более 300 – 400 человек – и штаты этой организации были шире, и такого разгула браконьерства не было.

Еще один фактор: специалисты в отраслях все дальше и дальше отодвигаются от дел, в том числе и в системе рыболовства. Глава Росрыболовства Андрей Крайний – пограничник, его зам тоже пограничник. Когда собирали специалистов, чтобы обсудить проблемы Рыбинского водохранилища, выходил Владимир Измайлов, который занимался проблемами водоемов до нынешнего руководства, и ярко, точно изложил все цифры и на фоне нынешних начальников выглядел куда более компетентно. Я считаю, ситуацию в любительском рыболовстве и рыбоохране можно исправить путем введения дополнительных правил и прочих подзаконных актов. А думать, что от принятия такого закона рыбы в водоемах резко прибавиться, как минимум наивно.


 О запрете сетей и деньгах за рыбалку


А. Семенов:  На ваш взгляд, что-нибудь положительное есть в этом законопроекте?


А. Чикалев: Задачи и у нас, и у рыбаков схожие – навести порядок на водоемах, в том числе пресечь браконьерство. Основная масса любителей браконьерами не является. Я считаю, в законе нужно в обязательном порядке прописать запрет на продажу сетей и обязать  правоохранительные органы следить за реализацией рыбы, проверять, выловлена ли она по закону.  Если бы навели порядок на рынках и магазинах, тогда рыбным запасам наносился гораздо меньший урон.

Что касается нашего ведомства, то, к сожалению, численность сотрудников невелика – 18 человек на область, поэтому качество контроля оставляет желать лучшего.


И. Лебедева: В ходе обсуждения законопроекта мы не были услышаны. Мнение рыболовной общественности не было принято в расчет. Законопроект основной целью ставит развитие любительского рыболовства.  Но на самом деле в нем хорошо прописан лишь порядок взимания денег с рыболова-любителя для благой цели – возобновления и контроля за рыбными ресурсами. Но рыболовы-любители не наносят того ущерба, который наносят  браконьеры и промышленные предприятия. Перекладывать всю материальную ответственность на плечи рыболовов неэтично.  И бороться надо не с нами.

Основное наше требование на митингах – запрет на продажу сетей или же реализация их только промышленникам. Рыболовная общественность даже готова помочь рыбоохране в обмене и распространении информации об этих сетях: где стоят, кто ставит. Усиление контроля за тем, кто продает выловленную рыбу, необходимо. До сих пор  Роспотребнадзор не реагировал на наши заявления о том, что  речная рыба продается на рынке в период запрета на лов. Третья мера – взимание средств с предприятий, которые так или иначе влияют на экологию водоемов. Всем известно, какой вред наносят Рыбинскому водохранилищу, рыбным запасам массовые сбросы воды в период нереста. Уже отложенная икра остается на траве и погибает. Экологический налог, который платят хозяйствующие субъекты, надо перебросить на восстановление водных биологических ресурсов и запретить промышленный и любительский лов рыбы в городской черте.

Еще один нонсенс: в законопроекте указано, что бесплатно рыбачить на водоемах близ места жительства могут только местные жители и инвалиды I, II группы. А дети? Из законопроекта совершенно пропали дети!  Получается, что каждый ребенок, который вышел на речку порыбачить и не приобрел фиш-карту за деньги, которых у него нет, – браконьер! А как же развитие рыболовного спорта? Ведь мы начинаем  тренировать детей с подросткового возраста.


О правах детей


А. Семенов: Так что же происходит с нашими рыбными запасами? Практически все наши гости говорят о росте браконьерства. Давайте озвучим цифры.


А. Змаженко: За последние пять лет рыбные запасы в Ярославской области сократились на 20 процентов. Промышленная деятельность наносит рыбным запасам куда больший урон, чем любительское рыболовство. Большой урон наносит браконьерство. И это основной фактор сокращения рыбных запасов. В течение последних 20 лет, когда промышленность пошла на спад, рыбозапасы только ухудшались.


А. Семенов: По спортсменам закон тоже ударит?


Е. Чабуткин: Лиц, заинтересованных в использовании водоемов, много. Но закон взаимоотношения между этими лицами никак не прописывает. От этого возникает масса проблем в организации соревнований и просто в оформлении права лова. Мы хотим провести соревнования, а промысловик поставил сети.  Нам это почти невозможно, а у подводных охотников вообще запрещено, чтобы сети были, так как создаются угрозы для жизни. Закон обрисовывает правила в общем, а в каждом регионе – своя картина. Мы в своей области найдем общий язык со всеми инстанциями, а в другом надо провести кучу согласований и подписаний. Это делает проведение соревнований трудным и весьма проблематичным.

Не прописано, что бесплатно должны рыбачить дети. Для малообеспеченных семей, для детей без отцов родителям платить за фиш-карту будет затруднительно. А ведь увлечение рыболовством многих подростков уводит из уличных компаний, приучает любить природу. Без молодежи рыболовный спорт обречен на  исчезновение.

Чтобы он сохранился, надо законодательно закрепить всю ответственность и нормирование за региональными организациями. Внутри областей мы сможем все урегулировать, а если нам нужно ехать и отсылать бумаги в столицу, это намного затрудняет  весь процесс

Правило о том, что надо выпускать выловленную на соревнованиях рыбу, существует давно. Более того, в некоторых видах соревнований, если рыболов не смог сохранить рыбу живой, ему насчитываются штрафные очки.  Мы понимаем, что у спортсменов улов большой, так как лучше других знают, как это делается. Поэтому готовы к тому, чтобы  рыбу отпускать.


А. Семенов: Нужна ли суточная норма вылова рыбы на одного рыбака-любителя?


Е. Чабуткин: Нужна, конечно, чтобы не происходили рыбозаготовки в промышленных масштабах. Часто приходиться видеть, как столичные гости приезжают в богатый рыбой регион и заготавливают чуть ли не бочками. Это недопустимо. 8 кг рыбы рыболову достаточно, чтобы угостить семью, друзей. Большего и не надо.


О зарыблении и нерестилищах


Олег Александрович, рыбак с тридцатилетним стажем


Надо ли охранять рыбу от рыболовов, если от неорганизованной работы на водоемах ее гибнет куда больше? Не организовывается бурение лунок зимой для вентилирования водоемов, не следят за тем, как гидростанции и МЧС сбрасывают воду с того же озера Неро.  И от этого мы по весне наблюдаем массовые заморы рыбы. А металлургические и прочие предприятия? Они платят экологический налог. Но идет ли он на восстановительные мероприятия? Почему не принимается мер к тому, чтобы эти средства шли на восстановление ресурсов? А деньги хотят брать с рыболовов. Может, лучше брать с предприятий и организаций?


А. Соловьев, генеральный директор базы отдыха «Бриз»: У нас проходит очень много мероприятий: региональные соревнования по мормышке и спиннингу. К нам приезжает очень много людей и из столицы. Но иногда бывает обидно, когда от жителей других регионов приходится слышать о том, что рыбные запасы нашей области маленькие. Есть некомпетентные предприниматели, их девиз – нахапать. Они не проводят мелиорацию, зарыбление, не соблюдают квоты, занимаются приписками.  Рыбинспекторы не успевают  контролировать их деятельность, и им в этом надо помогать. Надо жестче контролировать предпринимательскую деятельность, чтобы и зарыбление, и организация нерестилищ, зимования,  проводилась как следует.


Автор: Любовь Родионова


Яроcлавские страницы


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе