Зло - это по-нашему

Насилие над женщиной - такое гнусное, запредельное деяние, что даже писать об этом тошнотворно и мучительно. Но я попробую.

Жил-был художник один, квартиру снимал, инсталляции делал из живых мух и черепашек, заливал их нефтью и средством для мытья посуды. Критикам нравилось, черепашкам не очень - они, говорят, дохли. Но чего стоит слеза черепашки, если речь идет о современном искусстве. Однако в данном случае речь об искусстве не идет. А идет расследование по делу об изнасиловании, в котором фигурируют наш даровитый художник, его приятель, его гость-поэт и студентка 17 лет. Приятель студентку изнасиловал и скрылся. Художник якобы попытался, но тут поэт, гостивший у художника, сообразил, что надо звать милицию. Милиция вмешалась, факт изнасилования установлен. 

Художник, покушавшийся на насильственные действия сексуального характера, глумится в своем блоге над поэтом-"правозащитником" и над "пьяной дурой". Поэт переживает, что оказался слабоват, - не решился врезать насильникам сам, пришлось прибегать к помощи служивых людей. И только в одном эти двое - художник и поэт - сходятся. Одинаково описывают реакцию милиционеров. "...Само слово "изнасилование" пробуждает у работников милиции совершенно неисчерпаемые способности к веселому юмору", - пишет поэт в своем блоге. "...Вся прокуратура ржала, несколько часов пока мы составляли текст, и это не быдло-менты как почему-то считают большинство девочек с "котиками на юзерпиках", а нормальные взрослые профессионалы, в том числе и женского пола. И они ржали два часа. Нам правда было весело. Прокурор мне сказал, что я подарил ему год жизни. И много интересной информации о молодежи" - это цитата из поста художника (орфография сохранена. - "Известия").

Следствие старается, устанавливает, кто наш даровитый художник - насильник или надежда современного искусства, а в ушах, как назло, стоит этот дружный прокурорский смех. Тот же веселый гогот слышен в ЖЖ: "а она что, думала - ее стихи зовут читать или слушать лютневую музыку?", "а чо поэт дурак - ментам стучать вместо того, чтобы самому присоединиться", "а ссылочку дайте - где фотку девочки скачать и почитать ее блог?".

Этот смех - самое подлое, что только может быть в деле об изнасиловании. Он пострашнее самого деяния. Женщина, самолюбие которой атаковано еще и удалой молодецкой шуткой, уже не просто пострадавшая, но коллективная жертва. Ее горе теперь модифицировано в позор, ее травма становится клеймом.

Смех расширяет круг насильников: все, кто в курсе, - родители, следователи, врачи, знакомые, соседи - теперь могут кидать в "дуру" камни. На их стороне сила ханжеской морали и набор постулатов, называемых "здравым смыслом". Схема самосохранения простейшая - не ходить, не надевать, не вступать, не поддаваться, не зевать, не надеяться, не верить и даже не сметь думать, что вокруг есть порядочные люди. Мутные эти советы, лежащие на дне реки, где проживает премудрый пескарь, сводятся к двум основным. Один сформулирован в прекрасном советском кино "Бриллиантовая рука": "Человеку можно верить только в самом крайнем случае". Второй - в песне из мультфильма про пластилиновую ворону: "Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз".

Зло - это груз, который подвешен над каждым представителем социума. Зазевался - съели-поджарили, раскулачили, сослали, изнасиловали, убили, ограбили, отняли. Зло неотменимо, как снег зимой. Бороться с ним бесполезно, осуждать его бессмысленно. Мир нашпигован злодеями, как булка тараканами.

Терпимость к злу, восприятие зла как фона жизни имеет такие глубокие корни в обществе, что, как начнешь копать в замшелую и затхлую глубь веков, до Ивана Грозного докопаешь. А то и дальше - до скифов с раскосыми и жадными очами. Готовность подставлять спину под любую начальственную плеть, культ коллектива и неуважение к отдельной личности, правовое бессилие, социальный мазохизм, любовь к "сильной руке", готовность подчиниться доминирующему ("вот приедет барин"), принятие роли жертвы ("белые пришли - грабют, красные пришли - грабют") - это отлично укладывается в тему изнасилования.

Из той же затхлой исторической ямы дошло до нас отношение к женщине как к инструменту для реализации разнообразных мужских нужд - от чисто физиологических до хозяйственно-бытовых. Патриархальная конструкция предполагает, что у мужчины есть желания, у женщины - потребности. Задача - произвести взаиморасчет, прикрытый белой кисеей морали: право реализовывать мужские желания в обмен на удовлетворение женских потребностей. Оба пола в этой конструкции выглядят сомнительно. Мужчина не настолько хорош, чтобы любить его и доверять ему просто так, потому что он есть. Важно торговаться. Поэтому ночные поездки из клуба домой к незнакомцам - за гранью разумного, вне морали. Женщина не настолько хороша, чтобы ожидать от нее бескорыстной любви. Нужно заплатить. Или взять насильно.

И пора уже определиться, в какую морально-этическую эпоху живут современные мужчины и женщины в России - во времена Анны Карениной и Катюши Масловой или Кэрри Брэдшоу и Кати Пушкаревой. Если за свободное сексуальное волеизъявление мужчин и женщин больше не линчуют, не мажут дегтем ворота, не вываливают в перьях, не вызывают на дуэль, то девушка в короткой юбке ничем не отличается от девушки в платье до пят. Любительница ночных клубов или сиделица из библиотеки - законодательство равно защищает от посягательств и ту, и другую. Смешливые милиционеры об этом знают, поэтому вынуждены, превозмогая приступы хохота, заводить уголовное дело. 

Когда слово "изнасилование" будет вызывать только приступ боли и глубочайшее сочувствие - у милиционеров, блогеров, премудрых старушек, - зло скукожится, потеряет силу, позорно забьется в угол. Ни один современный художник не осмелится писать в интернете про женщину, заявившую о преступлении: "рассматривает новые синики вокруг своих опухших губ и на коленках. "удары по телу", (нецензурно) надо же незадача. какая жестокость".

Зло должно знать свое место. Никакого социального доминирования. Дно, яма, тупик. И не смешно.

Наталия Осс, обозреватель "Известий"

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе