"Зона"?

Мы сейчас живем при свете двух фонарей. Первый – новое правительство, новая Дума. То, что мы называем властью. То, что нам пропихнули, несмотря на белые ленточки с обещаниями непонятных реформ и счастья в будущем. Счастья, очевидно, не получается.

Второй – вышеназванные институты в установившейся атмосфере взаимного недоверия. Паника оказавшейся в изоляции "политической элиты". Из чего проистекла небезызвестная попытка свалить нам на голову еще и штрафной, а фактически запретительный прейскурант на общественную самоорганизацию. Свободу слова, собраний, право выражать свою политическую позицию и быть несогласными с тем, что страну загоняют пинками в тупик. Фактически – запрет на спасение в обстоятельствах, когда управление становится неадекватным.

Темы разные, однако и пересекающиеся в точке "Теория власти". Без таковой теории по-прежнему невозможно понять - ни где находимся, ни что происходит.

Действительно, была бы уверенность, что живем в республике, так и не было бы проблемы со штрафами. В здравом уме никто бы не стал возражать и против того, что витрины бить нельзя, если сильно на власть разозлился, а по ночам шуметь. Никто не стал бы возражать против беспрепятственного прохода пешеходов. И уж точно все согласились с уважаемым членом генсовета известной организации Андреем Воробьевым. Который сказал – прямо записать на скрижалях: "Еще раз повторю – тем, у кого добрые помыслы, штрафы не помешают".

Но проблема как раз в том, что мы живем не в республике, а в некоем неведомом формате. В страшной сказке, про которую неизвестно, все поженятся в конце или все помрут.

Миллион за беспорядки на митингах? Да ради бога! Не нужно нам беспорядков! Мы против беспорядков. Но только давайте одновременно штрафовать на десять миллионов за полицейские меры, идущие вразрез с конституцией! Давайте лет десять давать за фальсификацию полицейских протоколов! Давайте наказывать судью, которая судит по телефонному звонку, игнорирует доказательства, отметает видеоматериалы и волюнтаристски трактует кодексы.

И вообще давайте подумаем: а не отправить ли фракцию ЕР в Думе в полном составе на поселение в Сибирь, на всякий случай, за ее долгую и плодотворную работу по демонтажу демократии? Тогда да, миллион за беспорядки вполне будет уместно. И не будет беспорядков.

* * *

Ситуация в стране сильно напоминает презентацию тюремного сериала "Зона", что была однажды на фестивале в Монако. Тогда, по рассказам очевидцев, наш креативный менеджмент на выезде придумал неслабый пиар-ход. Прямо на пляже построили… лагерные вышки, как на "зоне", в ГУЛАГе, а гостей стали встречать автоматчики в масках. Но и этим не ограничились, а тут же стали заламывать гостям руки за спину и… провожать к столу пить шампанское. А в это время на белоснежных яхтах к пляжу причалили бандиты – то ли съемочная группа, то ли настоящие. Всем, говорят, это очень понравилось. Большой русский стиль был оценен. Тем более, что европейцы настоящую "зону" и ГУЛАГ не видели, для них это все вроде как в диковинку…

Однако с тех пор пошло у нас и самих неумение отличить, где игра, а где уже на самом деле. Все чаще мы замечаем, что люди, на самом деле, уже готовы… принять реальность. Не первый уже радиослушатель звонит на "Эхо Москвы" в "Утренний разворот" со словами: "Страшно стало жить!" И то сказать: разве 6 мая уже была не репетиция "зоны", когда демонстранты оказались зажаты на мосту озверевшим ОМОНом, столкнувшись с грудой металла ограждений и столь же железных поливальных машин? Когда били ногами лежачих.

Дальше могло быть и так: "Мотор, кино! Продолжаем снимать "Обитаемый остров"". А могло быть: "С вещами, в вагоны", - которые загодя подогнал бы наш горячо любимый Уралвагонзавод. И нету вашего креативного класса!

Еще штрих. Выходя намедни с церемеонии ежегодной премии "Власть №4" - это такая премия за успехи в общественно-политической тематике, за честность, смелость и т.д., - я двигался вниз по Остоженке. У вип-бара, что расположен на упомянутой улице, при входе красовались ребятки в черном. В масках с прорезями для глаз и вроде как с автоматами с полными рожками. Москва, вечер, лето, Храм Христа Спасителя. То ли швейцары ряженые, то ли грохнули внутри кого. Я размышлял. Судя по кавказцам, что со злыми лицами толпились тут же, и настоящими подъехавшими ментами, может, как и грохнули. А судя по слишком чистеньким маскам, будто с рекламы стирального порошка, того, что делает черный цвет чернее, так и шоу. Во всяком случае, глубоко символично – вот ты только что сидел и пил шампанское за принципиальную гражданскую позицию, а вот двадцатью минутами позже стараешься побыстрее проскользнуть мимо позиции реалистичной. Так уже "Зона" или все еще "Мотор, кино!"?

* * *

Но уж точно уже не кино, что учительницу, не согласившуюся участвовать в фальсификации выборов на своем избирательном участке, в который временно превратилась ее школа, штрафуют судом. И все понимают, что судья выполняет приказ. Не кино, что молодого парня плюнувшего на портрет одного очень высокого начальника, как в годы сталинизма, арестовывают за… оскорбление общества и порчу имущества. Хотя общество ни сном, ни духом, а портрет тот парень принес с собой. Не кино, что Pussy Riot вот так и сидят – за частушку. А Духанину, что слабой ручкой что-то кинула по-бабски за кадр (куда – не видно, снимал-то топтун, а потом ее еще за шею тащил бугай, который небось за это получил квартиру), теперь хоть и гуманно сажают под домашний арест, но с намеком, что, если потребуется, дело сошьют.

Власть сражается с девушками, которые более откровенны, чем взрослые мужчины, а "рассерженные горожане", несмотря на неприятные покалывания в животах, этим девушкам рукоплещут. Мне это напоминает Венгрию или Чехословакию в фазе еще той, первой борьбы за свободу. В те годы я ребенком просматривал почту "Юности", печатавшуюся на последней странице. И та передавала точно такую же атмосферу: испуганная номенклатура коммунистической диктатуры жаловалась, что общество ее обижает, смеется над ней, не разговаривает на работе, руки не подает, то есть терроризирует… И вывод делался точно такой же: дать по рукам!

Та первая фаза, как известно, захлебнулась. Теперь захлебывается наша первая фаза. Вот даже и в шубке Божену Рынску (которая прямо как Ульяна Громова в исполнении Нонны Мордюковой пообещала брать шило с собой, чтобы изловчиться и ткнуть распоясавшемуся полицаю в глаз) - и ту гнобят протоколом. Хотя в здравом уме никто и не спросит: а видела ли светская львица когда-нибудь настоящее шило?

А-ааа, неважно, приплюсуют заодно к арестованным девушкам ввиду больших моральных страданий, которые испытал режим от угрозы выдуманным шилом!

* * *

Когда все это началось? Может тогда, когда дряхлеющий патриарх попросил прощенья, сдал трон подчиненному офицеру, отчего-то всплакнул, и никто не спросил: "Боря, а что же ты плачешь?" Поскольку Боря и сам уходил под домашний арест.

А может быть несколько позже, когда вышеозначенный офицер пошутил перед активом чекистов: "Разрешите доложить, операция по внедрению в правительство прошла успешно". И все смеялись, как на презентации "Зоны".

Самое отвратительное не в этом, а в том, что еще недавно все твердили: "Диалог, диалог… Давайте сядем поговорим". А сегодня уже не с кем стало разговаривать…

Сергей МИТРОФАНОВ

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе