Зона мутации, или Год Крыма в России

Последствия подключения полуострова к государственной машине РФ для Москвы, Киева и самих крымчан.
Фото: Евгений Фельдман

Потеря Крыма вызвала обострение политической обстановки на Донбассе и запустила маховик войны. А сам Крым превратился в нелегальный форпост российского мира на границе с западной цивилизацией, центральный элемент в пазле межгосударственных конфликтов в европейском политическом пространстве. Кроме того, республика стала причиной ментального разлома между Киевом и Москвой.

Что же получили сами крымчане? После перехода в состав РФ на полуострове не осталось ни одной сферы жизнедеятельности, которая бы не претерпела изменений. Вот только вопреки ожиданиям Москвы полного перевоплощения республики в рядовой субъект РФ не произошло.  

На деле Крым ещё больше замкнулся в своём островитянстве, оторвавшись и от украинских, и от российских государственных практик. Появился политический и административный мутант, и сейчас мало кто понимает, что с ним нужно делать.

Политическая радиация

После мартовского референдума 2014 года подавляющее большинство крымчан впало в состояние искренней эйфории. Мир стал простым и понятным: жестокие события в Киеве остались далеко, развёртывание российской военной машины создало ощущение сильного государства, а скорое повышение социальных выплат и вовсе расставило все точки над «i».

Правда, с течением времени эйфории становилось всё меньше, а неприятной реальности – всё больше. За год Крым мутировал до неузнаваемости. Жизнь на полуострове перестала быть украинской, но и российской до конца не стала.

Во-первых, начала устанавливаться граница между Крымом и материковой Украиной. Тогда стало понятно, что логистика рано или поздно загнётся. В конечном итоге зимой прекратилось автобусное и железнодорожное сообщение с материком.

Но транспортная изоляция – это лишь вершина айсберга. Параллельно с ней началась экономическая блокада, которая была доведена до предела в декабре прошлого года, когда Барак Обама подписал указ о введении расширенного пакета санкций против полуострова.

Из Крыма ушли все украинские банки, страховые компании, операторы мобильной связи, телекоммуникационные компании, платёжные системы Visa и Mastercard, сеть MacDonald’s и фирмы Apple, Dell, Microsoft, Google и HP.

Понятно, что большинство утраченных сервисов и фирм нельзя полноценно заменить. Но крупные российские компании, которых так ждали крымчане, не пришли даже туда, где замена была возможна. Вместо филиалов московских корпораций полуостров получил суррогат в виде третьесортных банков и неизвестных страховых фирм. Из-за малозначимости им не страшны санкции.

Так российский Крым стал особой политико-экономической зоной, в которой нельзя настроить контекстную рекламу в Google, но принято мечтать о строительстве «силиконовой долины» или «центра азартных игр».

Единственное, что осталось в Крыму практически неизменным – местная власть. Она сумела устоять и под шквалом революционных ветров, и под тяжестью переходных периодов. На полуострове продолжают рулить те же представители Партии регионов (Владимир Константинов) и «Русского единства» (Сергей Аксёнов), которые и раньше имели абсолютное большинство в крымском парламенте. Просто теперь политики сменили бренд на «Единую Россию», но суть осталась прежней.

Пересадка аппендикса

Полуостров остаётся дотационным сельскохозяйственным регионом. За 2013 год Крым смог заработать только 51% от суммы своих финансовых потребностей. В абсолютных цифрах это составило 8,5 млрд гривен (при государственных поступлениях на уровне 16,6 млрд гривен). 

В уже не переходном 2015 году ситуация, мягко говоря, не улучшилась, а разрыв между доходами и дотациями ещё больше увеличился за счёт дружеских денежных вливаний из казны новой родины. Так, бюджет Крыма на текущий год составил чуть меньше 63 млрд рублей. Из них всего 16 млрд – собственные доходы полуострова, всё остальное – безвозмездная финансовая поддержка со стороны Москвы. К этим деньгам ещё необходимо прибавить бюджет отдельной федеральной целевой программы (на 2015 год запланировано вливаний на 90 млрд рублей). То есть за один текущий год Россия потратит на Крым около 140 млрд рублей дотаций. В пересчёте на одного жителя Крыма (с общей численностью населения 2 млн 284 тыс. человек) получается примерно по 60 тыс. рублей на каждого пенсионера, студента, младенца и рабочего.

При этом главная проблема заключается в том, что у региона нет никаких реальных возможностей слезть с дотационной иглы. Ведь для этого республика должна самостоятельно зарабатывать на туризме, инновационном сельском хозяйстве, создании современных IT-площадок. Но из-за санкционной блокады Крыма и бедности относительно небольшого внутреннего рынка потребления развивать вышеперечисленные сферы на полуострове невозможно.

Сравнение, конечно, циничное, но в действительности Крым сейчас напоминает некий государственный аппендикс, который вроде бы и выполняет полезную для организма функцию, вот только никто не знает какую именно.

Но непрагматичное поведение России хотя бы можно связать с патриотическими чувствами населения или желанием власти увеличить уровень общественной поддержки.

А вот действия украинских властей по крымскому вопросу в течение прошлого года часто вызывали откровенное непонимание, демонстрируя разницу в стратегиях России и Украины, каждая из которых обречена.

Вектор мутации 

Весь минувший год Киев то и дело совершал грубейшие ошибки, окончательно отрывавшие полуостров от украинского материка.

Во-первых, на Украине крымчане (граждане с крымской пропиской) официально стали нерезидентами. Во-вторых, правительство так и не создало профильный орган исполнительной власти, который бы занимался проблемами полуострова (аналог российского министерства по делам Крыма).

Кажется, Киев забыл, что на территории полуострова проживает больше двух миллионов человек, и не хочет отягощать себя даже минимальной административной нагрузкой по обслуживанию собственных граждан. А всё потому, что Украина эксплуатирует традиционную логику власти, основанную на чувстве территории, а не на учёте количества гражданского населения.

Между тем, Россия проводила паспортизацию населения Крыма, закладывая наперёд фундамент для «защиты своих граждан за рубежом». Тем же периодически балуется и Румыния, раздающая свои паспорта на Западной Украине (примерно с такой же целью).

То есть для соседей Киева принципиальное значение имеет количество населения с их паспортами. Для самой же Украины этот вопрос, по всей видимости, не представляет никакого интереса. А это значит, что Крым обречён на долгое одиночество.

Почему?

Все понимают, что Россия не может вечно оставаться под санкциями, поэтому рано или поздно ограничения снимут. Но и канцлер Германии Ангела Меркель, и президент США Барак Обама уже в нынешнем году подтвердили, что главным и непременным условием отмены санкций является именно возвращение Крыма Украине, а не сворачивание конфликта на Донбассе. Ведь поддержка самопровозглашенных республик, коих в современном мире довольно много, – это одно, а передел границ и аннексия части территории суверенного государства – совсем другое.

Так что вопрос Крыма – принципиальный. Но на Западе прекрасно осознают, что де-факто вернуть полуостров в состав Украины сейчас нереально. Впрочем, без этого вполне можно обойтись. Ведь достаточно сделать так, чтобы Крым перестал быть российским и встал на один уровень с самопровозглашёнными республиками, которые формально находятся под властью Киева. И подобный поворот событий весьма реален уже сейчас. Все эти фейковые дочки корпораций, подставные конторы и прочие экономические мутации республики свидетельствуют о том, что на самом деле Крым является независимым, точнее до конца не включённым ни в российскую, ни в украинскую государственную модель субъектом.

Очевидно, что в ближайшее десятилетие крымчане ещё не раз будут вынуждены ломаться под действием международного давления. Мир не готов погрузиться в постапокалиптическую действительность, а потому сделает всё возможное, чтобы убрать с ялтинской шахматной доски республики-мутанты, заменив их привычными непризнанными государствами.

Андрей Самброс, политолог
Автор
Андрей Самброс, политолог
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе