«Долгая счастливая жизнь» в Рыбинске

В пятницу, 17 мая, в 18-00 в Общественно-культурном центре Рыбинска (ул. Чкалова, 89) состоится кинопремьера «Современника». Режиссёр Борис Хлебников представит в киноклубе свой новый фильм «Долгая счастливая жизнь» номинированный в основном конкурсе 63-го Международного кинофестиваля в Берлине.

Рабочее название фильма — «Конецдворье». Название «Долгая счастливая жизнь» фильм получил от названия песни Егора Летова из одноимённого альбома группы «Гражданская оборона» Сюжет: Молодой горожанин Саша взял ссуду, арендовал землю, нанял работников и попытался создать фермерское хозяйство. Но неудачи подстерегают его на каждом шагу. Он недоволен своими ленивыми работниками. На фоне этой безнадежной ситуации появляется неизвестный инвестор, выкупающий земли разорившихся хозяйств. Для Саши это шанс избавиться от надоевшей ему картофельной фермы, вернуться в город и жить там со своей любимой девушкой Аней (чиновницей из департамента, скупающего земли). Саша соглашается продать хозяйство и объявляет о своем решении местным жителям, которые трудятся под его началом. Никаких перспектив кроме работы на этой ферме у них нет, и они уговаривают Сашу не продавать землю, заверяют, что готовы биться за ферму против полиции и приставов с оружием в руках. Саше нравится роль местного лидера, опоры крестьян. Он ссорится с местной администрацией. Но постепенно деревенские отворачиваются от своего начальника, им жаль, что не взяли деньги, а теперь нужно еще и работать. Один за другим они предают Сашу и оставляют его наедине с агрессией местной коррумпированной администрации. Чужая борьба втягивает Сашу в запутанный узел страстей, гордыни и необратимых поступков. - Подобного яростного социального фильма в нашем современном кино не то, что давно, а никогда не было. Это фильм-удар. Сидя в зале, не просто сжимаешь кулаки от ощущения несправедливости, которая творится вокруг главного героя, а жаждешь ворваться в пространство экрана и начать бить морды. Конечно, фильм Хлебникова не про отдельные недостатки на местах. Он — про страну, про людей, про систему. Реально новое российское кино. Причем сделанное со знанием ситуации. Финальные титры потрясают длинным перечнем фермеров из разных уголков страны, которые послужили фильму консультантами. Везде одно и то же. - Юрий Гладильщиков - Пока Борис Хлебников делал фильм, ходили разговоры, что это будет вольный ремейк вестерна Фреда Циннемана «Ровно в полдень» (1952). Но сходство лишь в ситуации: и тут и там герой имеет возможность выйти из зоны риска, но остается, а народ быстро занимает позицию «моя хата с краю». У Циннемана — заколачивает ставни. У Хлебникова — расторгает трудовой договор. Но Гэри Купер играл хрестоматийный жанровый типаж — сильного героя- одиночку, шерифа, верного чувству долга, когда все остальные боятся. А герой-одиночка в фильме Хлебникова — слабый. Попадающий в безнадежную ситуацию не столько по собственному выбору, сколько из природной мягкости и того чувства неловкости, которое почти неизбежно возникает у русского интеллигента, когда он нанимает кого-нибудь хоть выкопать картошку, хоть починить унитаз… Невозможность русского вестерна — такой же важный для фильма Хлебникова сюжет, как и безнадежность русской жизни. Жанр требует героя действия, а Хлебников показывает, что такого героя у нас сегодня нет. Фермер из «Долгой счастливой жизни» аморфен почти в той же степени, что и среда, у него есть лишь упрямство отчаяния. Герой Яценко просто не в состоянии дать задний ход — как в финале персонаж за рулем милицейского «уазика», который пытается вырулить на проселок, когда пули пробивают лобовое стекло (сцена снята из-за его спины с бесстрастностью видеорегистратора, и это один из лучших эпизодов со стрельбой в новом российском кино). Во всем этом нет морали. И даже не было бы метафоры, если бы оператор Павел Костомаров не пленился видами северной русской реки. - Олег Зинцов - Одна из главных проблем картины — герой в исполнении Алесандра Яценко. Это альтер эго Хлебникова и Родионова, вечный мальчик из «Свободного плавания» — и в «Долгой счастливой жизни» нам не предъявляют ни одной убедительной причины, по которой деревенские мужики должны называть его хозяином (ну, кроме того, что роль прописана в сценарии и на нее приглашен этот актер). Фермер здесь терпит крушение не потому, что русская жизнь — бесконечный тупик (хотя тут не поспоришь), а потому, что он занялся не своим делом и оказался не в своем фильме. Вторая проблема «Долгой счастливой жизни», отчасти вытекающая из первой, — зияющие провалы в мотивациях героя. В связи с «Сумасшедшей помощью» не возникало вопросов, почему безумный инженер плывет к утиному домику, а милиционер разговаривает с воображаемыми собеседниками. Милая (или зловещая) придурь героев была оправдана внутренней логикой картины. Один из юных авторов «Сеанса» тогда написал, что все герои фильма — малыши; чистая правда. На территории инфантильного абсурда Хлебников и Родионов чувствуют себя уверенно — и заражают своей уверенностью зрителя. Как только речь заходит о взрослых проблемах (рейдерский захват земли, постройка птичника), как только на месте абсурдистского смещения возникает попытка реализма — из истории и героя начинают лезть белые нитки. Практически каждое действие Яценко вызывает недоумение: почему он делает то, почему он делает это? Единственное разумное объяснение поступкам фермера — боль от расставания с возлюбленной, секретаршей из управы. Она ушла, и он свихнулся; безысходность русской жизни, кажется, ни при чем. (И да, какого черта Яценко вернулся с соседского пожара чистый, как новорожденный поросенок? — но это уже вопрос не про мотивацию.) - Мария Кувшинова - Есть что-то парадоксальное и в то же время очень понятное в том, что Борис Хлебников, вроде бы самый мягкий и интеллигентный в своем поколении мягких и интеллигентных режиссеров, одновременно единственный из них раз за разом ставит остросоциальные, не понарошку тревожные картины. Задуманная как вольный ремейк вестерна «Ровно в полдень», «Жизнь» в итоге выросла во что-то ровно противоположное. «Полдень» был о том, как американский человеческий дух побеждает обстоятельства, сценарий Родионова и Хлебникова — о том, как российские обстоятельства подавляют, сжирают дух, оставляя от него лишь скелет отчаянного упрямства. Автор зачем-то позаимствовал название то ли у Шпаликова, то ли у Летова, а вполне мог не ходить далеко и назвать «Русская жизнь». Или даже просто — «Жизнь». Первые минут двадцать не случайно напоминают картины народного режиссера Астрахана: это его, астрахановская вселенная тут впоследствии начинает выворачиваться наизнанку; все будет плохо. То, что в кривом зеркале выглядит утешительной комедией, в обычном — а Хлебников с оператором Костомаровым еще и вытирают его влажной тряпочкой — оказывается не трагедией даже, а каким-то бесконечным тупиком. И трудно сказать, вина ли то экономного стиля Хлебникова — или просто окружающего пейзажа (судя по последнему кадру, сам Хлебников винит пейзаж), что после этого кино возникает желание не хвататься за топор, как вроде бы должно быть, а поваляться под журчание реки на лужайке, желательно лицом вниз. - Станислав Зельвенский _ Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года в Москве. После школы два года учился на биолога, затем поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Режиссёр двух короткометражных фильмов (совместно с Алексеем Попогребским). Дебютом в полнометражном кино стал совместный с Алексеем Попогребским фильм «Коктебель» (2003). Сценарий будущей картины победил на конкурсе сценариев, проводимым Европейской киноакадемией в рамках Берлинского кинофестиваля. Одновременно в России сценарий был поддержан Службой кинематографии Минкульта. Фильм «Коктебель» на 25-м Московском кинофестивале получил Спецприз жюри, приз ФИПРЕССИ за дебют, и аналогичную награду жюри российских критиков. После этого оба режиссёра работают по отдельности. В 2006 году снял фильм «Свободное плавание», за который в этом же году получил приз за режиссуру на фестивале «Кинотавр» в Сочи, а также две Национальных премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» — за фильм и режиссуру. В 2007 году вместе с Валерией Гай Германика снимает документальный фильм «Уехал». Главный герой которого белорусский гастарбайтер. Как сам признавался Хлебников, опыт работы с данным жизненным материалом был необходим для съёмок фильма «Сумасшедшая помощь». В 2009 году снимает фильм «Сумасшедшая помощь» и короткометражку «Позор» для киноальманаха «Короткое замыкание». В том же году участвует в телепроекте «Черчилль». Стоял у истоков проекта «Кинотеатр.doс». Является членом отборочной комиссии программы фестиваля «Кинотеатр.doс». Креативный продюсер на телеканале ТНТ. Преподаёт в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ на курсах документального кино и театра и основ продюсирования телевизионных фильмов. В 2010 году стал одним из учредителей Киносоюза и до Первого Съезда был его председателем. В 2012 году стало известно, что Хлебников готовит к выпуску свой новый фильм «Долгая счастливая жизнь». Премьера фильма состоялась на 63-ем Берлинском международном кинофестивале в программе основного конкурса.


Рыбинск-online

 

Поделиться
Комментировать