Киноклуб «Современник»: Кино не про наше кино

«Кино про кино» — актуальная тема на исходе Года российского кино. И рыбинский киноклуб «Современник» посвящает ей очередное заседание, которое пройдёт в понедельник, 5 декабря, в 18-00 в ОКЦ.
Правда, наше кино, кажется, избавлено нынче от «нарциссизма». Зато западные мастера не устают заглядывать в зеркало экрана. Начиная с классиков Билли Уайлдера с его «Сансет-бульваром» (1950) и Федерико Феллини — «8 1/2» (1963). Если в минувшем году эта тема получила успешное воплощение в «Молодости» Паоло Соррентино, то в нынешнем — нашла комедийное решение и у братьев Коэн, и у Вуди Аллена.
Премьера Hail, Ceasаr! («Да здравствует Цезарь!») Коэнов — с Джошем Бролином, Джорджем Клуни и Скарлетт Йоханссон — состоялась в Лос-Анджелесе в феврале. К слову, действие фильма происходит в том самом 1950-м, когда вышел «Сансат-бульвар». Алленовское Cafe Sociaty (в нашем прокате «Светская жизнь») ознаменовало в мае открытие Каннского кинофестиваля. Там голливудского новичка 30-х годов сыграл Джесси Айзенберг, ставший известным после роли Марка Цукерберга в «Социальной сети».
Таким образом, посетители киноклуба составят представление о «золотом веке» Голлувуда с подачи его нынешних творцов.
__
«Да здравствует Цезарь!», разумеется, не сводится к иронии с ностальгией. Хотя это один из самых легких коэновских фильмов и даже самые гротескные моменты сняты в нем не без нежности. Братья доводят, например, до абсурда историю с паранойей по поводу «красной угрозы». Героя Клуни похищает знаменитая «голливудская десятка» сценаристов-коммунистов (недавно мы видели их в «Трамбо»). Но ничего плохого со звездой пеплума коммунисты не делают, только поят чаем и обращают в свою веру. Чтобы, вернувшись в Capitol, Уитлок, все еще в римском облачении, пламенно втирал Мэнниксу про Марксов «Капитал» («Пишется через «а»!»). Вопрос веры в «Цезаре» – ключевой.
Олег Зинцов
В алленовском парке все аттракционы на месте: бесконечно переругивающиеся еврейские родители, брат-гангстер (Кори Столл в очередном парике), который с комической регулярностью закатывает кого-то в цемент, рохля-интеллектуал с философскими максимами и так далее. Большинство шуток уже были им пошучены, многие неоднократно — но едва ли кто-то ходит сегодня на Аллена с расчетом надорвать живот от хохота; да и вообще, смешить — не стариковское дело. Стариковское, наверное, учить жизни, и поздний Вуди иногда склонен был этим злоупотреблять, но прелесть «Светской жизни» в том, что поучениям он неожиданно предпочел романтическую меланхолию.
Станислав Зельвенский
Поделиться
Комментировать