Спектакль пройдет 3 ноября в Московском театре «Школа драматического искусства», зал «Манеж». О «Маленьких трагедиях» написано так много и столько раз их ставили на сцене, что кажется: текст – утомился, и смыслы, в нем заключенные, выдает уже неохотно. Но Олег Рыбкин нашел к произведению новый ключ. Он объединил в постановке героев «Маленьких трагедий» со «Сценами из Фауста» Пушкина – и это расколдовало в хрестоматийных строчках то, что прежде было скрыто. Режиссер исследует не только вопросы нравственности и трагической судьбы личности. Он обращается к метафизике, всматривается в сердцевину реальности, ощупывает природу бытия.
Герои «Маленьких трагедий» – лишь изящные игрушки в литературно-музыкальном салоне, где продолжают вечную дуэль Фауст и Мефистофель. А кто кого здесь искушает, наказывает или милует, сможет решить только зритель. Все сон здесь, все условность, все – иллюзия. А границы меж добром и злом, пороком и добродетелью оказываются непрочны и зыбки. Большие обобщения и глубокое размышление о самих основах мироустройства облечены в острую театральную форму.
Режиссер Олег Рыбкин о спектакле:
«Я очень долго мечтал об этом произведении, думал о нем. Тем более, что мой учитель Петр Наумович Фоменко был большим поклонником Пушкина и сумел привить нам любовь к нему. "Маленькие трагедии" – это четыре истории, но у нас их три. И мы добавили туда еще сцены из "Фауста", где главные герои, Фауст и Мефистофель, как бы предлагают нам попутешествовать по миру Пушкина. Спектакль открыл новую сцену театра. Здесь мы выходим за рамки классического театрального искусства, привычных театральных решений. Актеры в буквальном смысле работают в зрительном зале».
Журналист Сергей Павленко:
«Действие "Маленьких трагедий" разворачивается в барном пространстве, где зрители сидят за столиками с шампанским и закусками, а в центре площадки расположился рояль, вокруг которого и даже на котором работают артисты. Постановщик делает многочисленные отсылки к другим первоисточникам, скажем, к трехсерийному фильму Михаила Швейцера, сюжетные ходы которого скрепляются стихотворением "Сцены из Фауста" с участием Фауста и Мефистофеля. Мефистофель стремится погубить Фауста, выступая как психолог, убеждая героя, что скука – это и есть нормальное, естественное состояние человека в мире (на Земле), что это всеобщее правило (исключений нет) и что такое состояние – результат разумности человеческого рода, его рассудка, способности к размышлению: "Вся тварь разумная скучает"».
Продолжительность спектакля 1 час 30 минут без антракта
Премьера состоялась 22 октября 2023 года
Фото Антона Петрова
18+
Фестиваль «Уроки режиссуры» проходит в Москве и Санкт-Петербурге с 28 октября по 12 декабря. Участники конкурсной программы – мастера режиссерского театра: Андрей Борисов, Алексей Бородин, Евгений Гельфонд, Георгий Исаакян, Евгений Каменькович, Григорий Козлов, Григорий Лифанов, Владимир Панков, Алексей Песегов, Евгений Писарев, Яков Рубин, Олег Рыбкин, Искандер Сакаев, Дамир Салимзянов, Валерий Фокин, Петр Шерешевский.
Партнер фестиваля – ОАО «РЖД».
Официальный сайт VIII Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: urokirezhissury.ru