Частные коллекционеры и судьбы их собраний» и «20 коротких историй о современном искусстве». Все лекции пройдут онлайн бесплатно в социальных сетях музея, где также будет доступно актуальное расписание: Facebook, VK. Полная информация обо всех онлайн-активностях в период, пока музей закрыт для посетителей, представлена на специальной странице #НаединесПушкинским на сайте музея.
Импрессионизм. Ракурсы (по средам, 19:00)
Этот уникальный курс, подготовленный ведущими специалистами отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, посвящен разным ракурсам импрессионизма. От зарождения направления до создания выдающихся произведений мировой истории искусства, от робких поисков нового до вершин мастерства – впервые столь широкий круг тем будет рассмотрен в шести онлайн-лекциях.
Эдуар Мане – новая классика
С именем Мане связаны первые глобальные изменения в искусстве XIX века. Первого представителя французского модернизма нередко называют импрессионистом, однако формально Мане никогда не входил в группу художников этого направления и не участвовал в их выставках. В отличие от своих молодых современников, ориентированных прежде всего на стремительные изменения современной жизни, Эдуар Мане нередко обращался к искусству старых мастеров, вступая с ними в сложный, а порой и провокационный диалог. Лекцию читает Анна Познанская.
Коллекционеры импрессионистов 1870–1930-х годов: любители и знатоки
Лекцию читает Алексей Петухов.
Эдгар Дега. За кулисами Парижской оперы
Лекцию читает Елена Коротких.
Приключения импрессионизма за океаном. Новая живопись в США
Развитие импрессионизма в США связано с именами таких художников, как Джон Сарджент, Уильям Меррит Чейз, Мэри Кассат и Фредерик Хассам, которые, попав под обаяние нового парижского искусства, попытались перенести его на свой континент. Однако американский импрессионизм имеет целый ряд специфических черт. Мы сможем проследить его непростую историю от первых выставок французского искусства в Нью-Йорке и Бостоне до скандальной славы «школы мусорных ведер». Лекцию читает Александра Данилова.
Поль Сезанн. От первой выставки импрессионизма до «отшельника из Экса»
Лекцию читает Алексей Петухов.
Итальянские дивизионисты: художники света
Дивизионизм представляет собой наиболее значительное живописное явление в искусстве Италии на рубеже XIX–XX веков. Художники использовали оптическое смешение цветов для достижения максимальной яркости и светоносности своих полотен. Лекция посвящена анализу истоков итальянского дивизионизма, его соотношения с французским неоимпрессионизмом, рассмотрению творчества основных представителей данного течения и определению его роли в развитии искусства Италии в начале XX века. Лекцию читает Елена Стёпкина.
Был ли импрессионизм в скульптуре?
Имена художников-импрессионистов большинство слушателей нашего курса назовет без труда. А как обстоят дела со скульпторами? Кого из мастеров рубежа XIX–XX веков мы могли бы назвать импрессионистами в скульптуре? На лекции будут рассмотрены определенные аспекты творчества Огюста Родена, Медардо Россо, Паоло Трубецкого и других авторов, чье искусство помогает ответить на вопрос: «А был ли импрессионизм в скульптуре?». Лекцию читает Наталья Кортунова.
Искусство в изоляции. Опыт ХХ века (по пятницам, 19:00)
2020 год заставил человечество столкнуться с новой ситуацией, с новой реальностью – когда физически доступный индивиду мир сузился до четырех стен. Вместе с тем стратегия изоляции и самоизоляции на протяжении ХХ столетия для многих художников становилась важным средством художественного высказывания. В данном курсе собрано несколько подобных историй.
Арт-карантин, или Дада в Цюрихе и не только
Первая мировая война заставила многих художников искать убежище в нейтральной Швейцарии, разрушила творческие планы и приостановила деятельность коллекционеров и галеристов. Но эта вынужденная изоляция стала для художников пространством свободного эксперимента, дала возможность самого радикального высказывания. Лекцию читает Александра Данилова.
Внутренняя эмиграция. Абстрактное искусство 1930–1950-х годов
В истории искусства 1930–1940-е годы стали временем свертывания модернистского проекта, которое происходило на фоне установления в разных странах авторитарных режимов. Наиболее яркое выражение новаторских исканий начала XX века, абстрактное искусство постепенно ушло в подполье и стало символом «другого искусства» – неподконтрольного цензуре и директивам сверху. Лекцию читает Данила Булатов.
Перрформанс как метод самопознания
Борьбу за свободу выражения в противовес официально признаваемому искусству в 1960-е годы продолжили художники перформанса, работы которых зачастую не столько обращены к зрителю, сколько направлены на самого художника и связаны со стремлением к самопознанию и открытию границ собственных возможностей. Лекцию читает Данила Булатов.
Антикризисный менеджмент и «молодые британские художники»
Творчество британских художников 1980–1990-х годов формировалось в сложную эпоху социально-экономического кризиса. Для Дэмиена Хёрста, Трейси Эмин, Сары Лукас и Марка Куинна интроспективный взгляд стал инструментом обнаружения в собственной жизни, в личной истории признаков всеобщего. Художники превратили откровенность в мощный инструмент арт-менеджмента, который помог им добиться внимания и признания. Лекцию читает Александра Данилова.
От слесаря до князя. Частные коллекционеры и судьбы их собраний (по вторникам, 19:00)
Цикл лекций старшего научного сотрудника Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексея Савинова. Музей личных коллекций – уникальный для России культурный институт, в котором переданные в музей частные собрания экспонируются в своем первозданном виде. Музей личных коллекций появился благодаря знаменитому собирателю, ученому и публицисту Илье Самойловичу Зильберштейну. За прошедшие 35 лет в музей поступили десятки больших и малых даров. Среди авторов этих коллекций – самые разные люди: профессор и художник, рабочий и князь, пекарь и пианист, ветеринар и домохозяйка. В цикле онлайн-лекций будет продемонстрировано многообразие принципов русского собирательства ХХ века и то, как частные коллекции продолжают развиваться в рамках большого музея.
Искусствовед Илья Зильберштейн: собрание русской живописи и графики
Основой Музея личных коллекций стало собрание московского искусствоведа Ильи Самойловича Зильберштейна. Коллекцию называют «энциклопедией русской графики» – она охватывает временной период от второй половины XVIII до первой четверти ХХ века и включает в себя произведения всех значимых русских художников того времени: С. Щедрина, В. Боровиковского, К. и А. Брюлловых, И. Шишкина, И. Репина, М. Врубеля, В. Серова, мастеров объединения «Мир искусства»: А. Бенуа, М. Добужинского, Л. Бакста, Е. Лансере и З. Серебряковой. Илья Зильберштейн славился тем, что, пополняя коллекцию, он тщательно выискивал и изучал «кандидатов», по итогам появлялись заметки и статьи – именно такой метод «научного собирательства» будет раскрыт в первой лекции цикла.
Искусствовед Илья Зильберштейн: собрание западноевропейской живописи и графики
Западноевропейская часть собрания Ильи Зильберштейна составляет относительно небольшую долю многотысячного массива: двадцать четыре картины и около пятисот графических листов. Тем не менее, благодаря этой коллекции собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина пополнилось живописными работами Г. Курбе, О. Верне, Я. Б. Борхарта, Я. Ромбауэра, К. В. Ф. Эстерли, Н. Д. де ля Пеньи. В графическом разделе во всей полноте представлены мастера «россики» – западноевропейские художники, работавшие в России в XVIII – начале XIX века, прежде всего по заказу императорского двора. Стараниями Ильи Зильберштейна московскому зрителю стали доступны листы Дж. Кваренги, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Ж.-Ф. Тома де Томона, Ч. Камерона. Как коллекционер Зильберштейн отличался академическим подходом не только к составлению, но и к описанию и каталогизации своего собрания. Вторая лекция цикла даст представление о том, как бывает организована совместная исследовательская работа музейных сотрудников и частного собирателя.
Московский рабочий Сергей Соловьёв: коллекционер, которого не было
Личность этого коллекционера остается загадкой. Согласно официальной версии, Сергей Васильевич Соловьёв был слесарем и резчиком по металлу, начавший в 1920–1930-е годы собирать искусство. В 1935 году Соловьёва арестовали, во время следствия он лишился рассудка; его выпустили, и через три месяца, уже в 1936 году, коллекционер скончался в семейном кругу. Ни в архивах ФСБ, ни в архивах МВД нет ни одного документа, свидетельствующего об аресте С.В. Соловьёва, в Центральном Государственном историческом архиве полностью отсутствуют упоминания об этом человеке, домовые книги района, где он проживал, были уничтожены в октябре 1941 года. Бережно хранимые потомками фрагменты его собрания пришли в Музей личных коллекций в числе первых поступлений, но даже наследники не знали подлинной истории коллекции и ее истинного размаха. Состав ее столь же малообъясним и загадочен, как и жизнь бывшего владельца – и это позволяет исследователю строить различные гипотезы.
Александр Рамм и Юдифь Уринсон: как коллекционировала техническая интеллигенция?
Доктор технических наук, профессор Александр Наумович Рамм – типичный ленинградский коллекционер середины прошлого века. Его супруга и верный помощник в деле собирательства Юдифь Петровна Уринсон – врач, кандидат медицинских наук. Художественные симпатии Рамма и Уринсон были обращены к творчеству мастеров, формировавшихся в конце XIX – начале ХХ века: художникам-передвижникам, мастерам «Союза русских художников», объединений «Мир искусства» и «Голубая роза». Рамм предлагает свое видение истории русского реализма сквозь призму творчества Н. Дубовского, В. Бялыницкого-Бирули, Н. Рериха, С. Виноградова, В. Маковского, В. Переплётчикова, С. Жуковского, А. Саврасова, И. Грабаря, Н. Гончаровой, П. Кончаловского и Р. Фалька. Небольшие зарисовки самого Рамма, иллюстрирующие размещение собрания в доме, позволят погрузиться в жизнь ленинградской интеллигенции и постичь ее художественные вкусы.
Святослав Рихтер: дары друзей и поклонников
Знаменитый пианист не был коллекционером. Святослав Теофилович окружал себя картинами своих друзей, подарками почитателей его таланта и гравюрами с видами полюбившихся европейских городов. При попытке дать характеристику его собранию поражает почти случайное соседство имен художников и разновеликость их дарований – и все-таки случайность эта только кажущаяся. Рихтер не всегда мог предвидеть, что станет его новым приобретением, но вместе с тем старался выстраивать некую внутреннюю иерархию бытовавших в его собрании художественных произведений. Имена любимых художников и друзей пианиста хорошо известны: Р. Фальк, Д. Краснопевцев, В. Шухаев, Н. Северцова-Габричевская. Особое место в этом собрании занимают работы самого Рихтера – ученика Фалька и А. Трояновской, талантливого графика, мастера пастели.
Князь и пекарь: коллекции русских эмигрантов
К идее создания Музея личных коллекций не остались равнодушными и русские собиратели, живущие за рубежом. Первым откликнулся князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, которого связывали долгие годы дружбы с Ильей Зильберштейном. С начала 1960-х годов князь вместе со своей первой супругой Ниной Лобановой-Ростовской коллекционировал произведения русского театрально-декорационного искусства конца XIX – начала XX века. В 1987 году Никита Дмитриевич передал в дар Музею личных коллекций 80 произведений русской графики из своего собрания, среди которых – известная серия «Театральные декорации» (1930) одной из «амазонок русского авангарда» – Александры Экстер. Еще один дар – коллекция фарфора первой трети XX века: русский фарфор, в особенности агитационный, являлся сферой научных интересов и коллекционирования Нины Лобановой-Ростовской. Благодаря Лобановым-Ростовским музей получил также и дар из Сан-Франциско: 26 произведений графики А. Бенуа поступили от Семёна Папкова – русского эмигранта, прошедшего немецкую и югославскую тюрьму, бежавшего в Америку и основавшего в Калифорнии семейную пекарню.
Наследие Александра Родченко и Варвары Степановой: дар семьи открывается миру
Музей личных коллекций обладает крупнейшим в мире собранием произведений пионеров русского авангарда – Александра Родченко и Варвары Степановой. В 1992 году семья Родченко-Лаврентьевых передала в дар музею около 500 произведений живописи, графики, художественной и репортажной фотографии, прикладного искусства. Собрание охватывает все периоды творчества художников – от самых ранних, дореволюционных работ, до послевоенных, и продолжает пополняться дарами наследников. После временного закрытия Отдела личных коллекций в 2015 году в рамках общей реконструкции ГМИИ им. А.С. Пушкина наследие Родченко и Степановой стало одной из самых востребованных и активно путешествующих по миру коллекций музея.
20 коротких историй о современном искусстве (по четвергам, 19:00)
В этом цикле собраны короткие истории о художниках, чьи произведения уже успели стать классикой современного искусства – от послевоенных лет до наших дней. Герои этих рассказов очень разные, а спектр их поисков включает живопись и скульптуру, видео и перформанс, масштабные инсталляции и работу с ландшафтом, и многое другое. Объединяет всех выбранных для этого цикла персонажей их сосредоточенный, глубокий, философский подход к созданию искусства, требование полного погружения в творческий процесс. Результатом становятся произведения, способные замедлить ход времени, отключить зрителя от внешних раздражителей и настроить его на спокойное созерцание – состояние, которое ускользает от нас в мире высоких скоростей. Лекции читает Екатерина Кочеткова
1) Альберто Джакометти: кризис человеческого
2) Джексон Поллок: холст как место происшествия
3) Марк Ротко: погружение в цвет
4) Ив Кляйн: ценность пустоты
5) Лучо Фонтана и Альберто Бурри: третье измерение живописи
6) Бриджет Райли: оптическая медитация
7) Нам Джун Пайк: медиа как новая религия
8) Он Кавара, Роман Опалка, Кристиан Марклей: отсчитывая пульс времени
9) Йозеф Бойс: жест, действие, ритуал
10) Марина Абрамович и Улай: опыт совместности
11) Яннис Кунеллис и Джузеппе Пеноне: поэтика обыденного
12) Исаму Ногути: к востоку через северо-запад
13) Роберт Смитсон и художники ленд-арта: наблюдая за энтропией
14) Роберт Моррис, Нэнси Холт, Чарльз Росс, Джеймс Таррелл: земное пространство и космическое время
15) Георг Базелиц, Герхард Рихтер, Ансельм Кифер: фактура как медитация
16) Билл Виола: укрощение стихий
17) Энтони Гормли: тело как пространство
18) Дэмиен Хёрст: memento mori XXI века
19) Кристиан Болтански: архивы сердца
20) Ай Вэйвэй: движение к общечеловеческому
Еженедельно новые мероприятия проходят также в разделах «Спросите хранителя» и «Фотография. Разговор с экспертом», публикуются кураторские экскурсии по выставкам, проводятся прямые эфиры виртуальных экскурсий по постоянной и временным экспозициям.
В рамках проекта «100 способов прожить минуту» в разделе «Цифровой обмен» пройдет серия показов произведений самой известной медиахудожницы иранского происхождения Ширин Нешат.
2 мая, 19:00
ГМИИ им. А.С. Пушкина представит произведение «Шествие» (2001), созданное художницей с участием культового композитора Филиппа Гласса. Следом можно будет увидеть новую работу – часть большого проекта «Земля мечты» (2019), в которой Ширин Нешат открывает новую главу своего творчества (проект был впервые представлен в 2019 году в рамках персональной выставки в музее The Broad, США).
6 мая, 19:00
Показ работ трилогии Ширин Нешат «Мечтательницы», включающую «Иллюзии и зеркала» (2013) с участием Натали Портман, «Роя» (2016) и «Сара» (2016). Три истории исследуют мечты и свободу женщин на границе сна и реальности.
Пресс-служба: press@arts-museum.ru pushkinmuseum.art