Открылась выставка «Ответвление» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

 23 декабря в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Ответвление». Проект посвящен органическим формам дерева, которые стали источником вдохновения для целого ряда мастеров ХХ столетия. Среди них — Михаил Матюшин, Степан Эрьзя, Сергей Конёнков, Александр Тышлер, Орест Верейский и другие. Выставка включает в себя работы из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Музея органической культуры (г. Коломна), Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, а также произведения из частных коллекций.



 Художники, работы которых можно увидеть в экспозиции, были увлечены работой с деревом, при этом органическое начало в их композициях оставалось доминирующим, а природные формы дерева — практически нетронутыми. Одним из первых в России мастеров, которые стали последовательно сохранять естественную форму и структуру древесной органики, был теоретик искусства Михаил Матюшин. Именно его можно назвать идеологом «органического движения» в русском авангарде. В одном из разделов выставки представлена созданная им серия объектов, объединенная названием «корневые скульптуры». Этим скульптурам оказываются созвучны поздние графические произведения Никиты Алексеева, одного из ключевых представителей московского концептуализма, размещенные в том же зале.

 В одном из разделов выставки представлены работы скульптора Степана Эрьзи, называвшего свою творческую манеру «содружеством с природой». В качестве рабочего материала известный мастер выбрал для себя фактурные породы субтропических деревьев, к которым до этого не обращался ни один скульптор. В изгибах экзотических деревьев, их корней и стволов, художник видел самые неожиданные образы – от реальных исторических личностей до мифологических и сказочных персонажей.

 Важная часть выставки исследует творчество художников, работавших с деревом в 1950–1980-х годах. В этот период к материалу дерева обращались авторы, известные своими живописными и графическими произведениями. Среди них — Александр Тышлер, создавший серии скульптур «Дриады» и «Невесты». Помимо этих исполненных в реалистической манере произведений он экспериментировал и с абстрактными формами. Также в это время скульптурой увлекался художник Орест Верейский. В своих работах он превращал части корней и ветвей деревьев в фигурки животных или в женские образы.





 Еще один раздел выставки посвящен образу мастерской художника Дмитрия Краснопевцева, наполненной разнообразными примечательными объектами, среди которых — фрагменты древних деревьев, ветви и коряги. Эти предметы часто становились героями его графических и живописных произведений. В выставочном пространстве природные материалы из личной коллекции автора вновь окажутся в непосредственном соседстве с его картинами и рисунками, для которых они послужили «моделями».

 Завершает проект видеоинсталляция нижегородской арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов) «Отчаяние» (2008) из собрания медиаискусства Пушкинского музея. Как и в других произведениях, в этой работе художники обращаются к слиянию человеческого и природного начала, представляя нам героев, которые пытаются стать частью окружающего их пейзажа и раствориться в нем.



 Выставка проходит на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и будет сопровождаться образовательной программой.
Поделиться
Комментировать