Пушкинский музей продолжает проводить лекции и дискуссии

Пушкинский музей продолжает проводить лекции и дискуссии с кураторами, научными сотрудниками и приглашенными экспертами в рамках образовательной программы к выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». В октябре вы узнаете, на какие средства были созданы уникальные художественные коллекции Морозовых, какие приобретения можно считать наиболее удачными, как Мандельштам связан с французской живописью и о многом другом. Лекции и дискуссии будут проходить в Итальянском дворике, а в экспозиции выставки можно будет присоединиться к встречам с кураторами. Билеты на все события образовательной программы доступны на сайте.





 РАСПИСАНИЕ

 Дискуссия «“Русский, который не торгуется”: Иван Морозов как инвестор русского искусства»

 4 октября в 18:00

 Участники:

 Алексей Петухов — старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

 Татьяна Юденкова — доктор искусствоведения, заведующая отделом второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи

 Ирина Степанова — генеральный директор «Sothebyʼs Россия и СНГ»

 Милена Орлова — художественный критик, главный редактор газеты The Art Newspaper Russia;

 Билеты

 Лекция Елены Николаевой «Семья Морозовых и их благотворительная деятельность»

 6 октября в 19:00

 Лекция посвящена благотворительной деятельности семьи Морозовых, той ее ветви, которую называли «Морозовы-Тверские или Абрáмовичи». Представители этой семьи внесли значительный вклад не только в русскую культуру, создав уникальные коллекции живописных шедевров, представленных на выставке, но и в социальную сферу Москвы. Так, щедрое пожертвование Варвары Алексеевны Морозовой положило начало созданию Клинического городка на Девичьем поле, ею же в память об Иване Сергеевиче Тургеневе была основана первая в Москве городская общедоступная библиотека-читальня. Не отставали от матери и сыновья, которые много лет занимались благотворительной деятельностью. Михаил Абрáмович Морозов, будучи членом комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III, за свой счет оформил зал греческой скульптуры. Он также много сделал для становления и развития профессионального музыкального образования, являясь директором Русского музыкального общества и казначеем Московской консерватории.

 Подробности жизни и деятельности этих и других видных благотворителей из рода Морозовых слушатели узнают на лекции.

 Елена Николаева — заведующая отделом редкой книги и мемориальной работы Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева.

 Билеты

 Лекция Галины Ульяновой «Источник богатства Морозовых – Тверская мануфактура (1859–1918). Мать и три сына во главе бизнеса»

 13 октября в 19:00

 На какие деньги были созданы уникальные художественные коллекции Морозовых? На доходы от производства хлопчатобумажных тканей, которые, по словам современников, славились добротностью, красотой и разнообразием рисунков при дешевизне, привлекавшей покупателей. На промышленной выставке 1870 года Морозовы получили право изображения государственного герба на изделиях и вывесках «за ситцы, замечательные по разнообразию манеров, колеров, … за обширное производство, отличное устройство фабрики и за попечение об улучшении быта рабочих». Во главе фабрики 35 лет стояли Варвара Морозова и ее три сына – Михаил, Иван и Арсений. Владельцы «Тверской мануфактуры бумажных изделий» Морозовы входили в число самых богатых представителей купечества в России.

 Галина Ульянова – доктор исторических наук, исследователь истории купечества

 Билеты

 Лекция Ильи Доронченкова «Осип Мандельштам и французская живопись»

 27 октября в 19:00

 В 1928 году Осип Мандельштам окончательно поселился в Москве. Тогда же он стал частым посетителем Государственного музея нового западного искусства, объединившего в стенах морозовского особняка на Кропоткинской улице коллекции новой французской живописи, до революции принадлежавшие братьям Щукиным, братьям Морозовым и другим московским собирателям. Такой интерес к новой живописи мог показаться неожиданностью: в предыдущие годы интерес поэта к пластическим искусствам ограничивался архитектурой – его читателям должны были быть памятны стихотворения об Айя Софии, парижском Нотр-Дам и петербургском Адмиралтействе. Теперь же из диалога с французскими живописцами импрессионизма и постимпрессионизма родились ставшее знаменитым стихотворение «Импрессионизм» («Художник нам изобразил глубокий обморок сирени...») и несколько страниц в прозаическом «Путешествии в Армению». На лекции мы постараемся доказать, что эти строки и страницы – свидетельство мощного переворота, который мировоззрение Мандельштама переживало в начале 1930-х годов, и проследить плоды этого процесса в других созданиях поэта тридцатых годов.

 Билеты

 Более подробное расписание событий образовательной программы доступно по ссылке.



 Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

 Даты выставки: 28 июня – 30 октября 2022

 Место проведения: Волхонка, 12, Главное здание

 Кураторы: Марина Лошак, Александра Данилова, Алексей Петухов, Анна Познанская,

 Наталья Александрова

 Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственная

 Третьяковская галерея

 Главный проект Пушкинского музея 2022 года, продолжающий рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 73 работы из Эрмитажа, 71 – из Третьяковской галереи и 113 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке будут представлены работы М. Дени, А. Сислея, К. Писсарро, П. О. Ренуара, К. Моне, П. Синьяка, А. Майоля, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, В. Васнецова, К. Коровина, И. Левитана, М. Шагала, Б. Кустодиева, В. Серова, С. Виноградова, В. Сурикова и других художников.

 Выставка расскажет о влиятельном роде промышленников Морозовых, в конце XIX века давшем России сразу двух братьев – коллекционеров современного искусства: эксцентричного экспериментатора Михаила и вдумчивого знатока Ивана. Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.
Поделиться
Комментировать