Цикл гуманитарных лекций «Перекресток искусств»

В 2017 году Областная библиотека имени Н.А. Некрасова открывает новый проект: «Гуманитарный лекторий в библиотеке» - цикл лекций и бесед по самым интересным и актуальным темам: «Перекресток искусств», «События. Даты. Люди», «Ярославская область. Факты истории». Лекции и беседы проведут исследователи в различных областях гуманитарных знаний и сотрудники библиотеки.
Первый цикл просветительского лектория - «Перекресток искусств» пройдёт с 18 февраля по 11 марта. Его проведет Маргарита Георгиевна Ваняшова, профессор ЯГТИ, доктор филологических наук, академик РАЕН.

Сотрудничество областной библиотеки и известного литературного и театрального критика призвано продолжить традиции библиотечной просветительской деятельности. Профессор Ярославского театрального института познакомит слушателей с опытом нового прочтения знакомых произведений – на перекрестке искусств, в пространстве слова, ритма, движения, живописи, музыки. Формат лекции предполагает общение с аудиторией, ответы на вопросы, активное взаимодействие с публикой.

Просветительский лекторий «Перекресток искусств» включает в себя четыре темы:
  • 18 февраля - «Канатная плясунья». Анна Ахматова, Ницше и пространство танца. От Серебряного - к ХХ веку;
  • 25 февраля - «То же бешенство риска, та же радость и боль…» Пастернак и театр.
  • 4 марта - «Бессонница, Гомер, тугие паруса...» Античный миф в поэзии Осипа Мандельштама.
  • 11 марта - «Мышеловка» Гамлета в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Учитывая социальную значимость повышения гуманитарных знаний и важность развития образного восприятия мира, краткий образовательный курс от М. Г. Ваняшовой адресован не только педагогам образовательных школ, библиотекарям и сотрудникам культурных учреждений, работающих с подрастающим поколением. Он полезен всем, кто хочет мыслить творчески и свободно. Начало всех лекций в 13:00 Вход свободный!


Дополнительная информация:
Тел.73-97-33
организационно-массовый отдел
E-mail: pr@rlib.yar.ru

Полная программа лекций «Перекресток искусств»

18 февраля – "КАНАТНАЯ ПЛЯСУНЬЯ". АННА АХМАТОВА, НИЦШЕ И ПРОСТРАНСТВО ТАНЦА. ОТ СЕРЕБРЯНОГО - К ХХ ВЕКУ
Стихотворение А. Ахматовой «Надпись на портрете» (1946) создано в атмосфере контрастного и жесткого послевоенного времени и посвящено подруге Ахматовой, народной артистке России, балерине Кировского (Мариинского) театра Татьяне Михайловне Вечесловой. Восемь строчек стихотворения вбирают в себя пластические образы и пространство от Серебряного до середины XX века: перипетии личной судьбы поэта и ее ближнего круга. Слушатели узнают историю «канатной плясуньи», ставшей «дымным исчадьем полнолунья», историю «роковой девочки», за которую «погибали люди» и, которая погибала сама. В стихотворении есть зашифрованные смыслы, их предстоит разгадать читателям. Лекция сопровождается показом редких фотографий.

25 февраля – “ТО ЖЕ БЕШЕНСТВО РИСКА, ТА ЖЕ РАДОСТЬ И БОЛЬ…» ПАСТЕРНАК И ТЕАТР
«Сколько надо отваги, чтоб играть на века, Как играют овраги, как играет река….», - писал Пастернак. Пастернак был тесно связан с театром как переводчик Шекспира, Шиллера. В конце 30-х годов, в самые трудные дни для Всеволода Мейерхольда поэт создает для театра перевод «Гамлета». Решение Пастернака поддержать Мейерхольда вытекало не только из его всегдашнего преклонения перед Мейерхольдом, но и в силу того, что оба они – и Пастернак, и Мейерхольд оказались в сходном положении, оба – в равной степени чувствовали себя изгоями, лишними людьми; для обоих Гамлет стал выражением отношения к текущей реальности. Вы узнаете также об истории дружбы Пастернака с Московским Художественным театром, о создании театрального цикла «Вакханалия», об актрисе, вдохновившей поэта.

4 марта - "БЕССОННИЦА, ГОМЕР, ТУГИЕ ПАРУСА...." АНТИЧНЫЙ МИФ В ПОЭЗИИ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА
Стихотворения Мандельштама напоены античными мифами. В них оживают каменные отроги Пиэрии, Психея-жизнь, Одиссей, возвращающийся из путешествия «пространством и временем полный». «Эллинизм, - говорил Мандельштам, — это тепло очага, ощущаемое как священное». Поэт, который никогда не приветствовал своим творчеством ни гуннов, ни скифов, ни прочих варваров, после революции 1917 года попытался остаться эллином под варварским небом.

11 марта – «МЫШЕЛОВКА» ГАМЛЕТА В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»
В «Гамлете» Шекспира есть знаменитая сцена «мышеловки», в которой Гамлет договаривается с бродячей труппой актеров представить спектакль «Убийство Гонзаго» с эпизодом отравления, точь-в-точь повторяющим преступление Клавдия. В своих произведениях, в том числе, и в цикле «Маленьких трагедий», Пушкин опирается на принципы «шекспиризма», используя мотивы и сюжетные повороты шекспировских трагедий. Слушателям предстоит узнать:
Почему Моцарт заинтересовался игрой слепого скрипача, и остановился у трактира?
Какие произведения Моцарта звучат в первой картине трагедии?
Моцарт говорит Сальери: - А-а!…. Бомарше ведь был тебе приятель… Ты для него «Тарара» сочинил, вещь славную…. Зачем Пушкину потребовалась фигура Бомарше?
Кто главный противник и враг Сальери? И почему Сальери трижды кричит Моцарту в последней сцене: «Постой! Постой! Постой!»
Поделиться
Комментировать