В Ярославль привезли светоносные стекла

Как мы уже писали, в музее зарубежного искусства ЯХМ открылась выставка витражей.
Пожалуй, такого здесь еще не было: каждому посетителю вручают фонарик, информационную карту и провожают в выставочный зал. А там - полный полумрак, черная драпировка стен. Весь этот антураж создает таинственную магическую ауру. Так необычно оформлена выставка западноевропейских витражей «Свет веков» единственной в России частной коллекции.

Необычность выставки еще и в том, что витражи в выставочном зале – большая редкость, ведь это архитектурные элементы. Когда-то все эти светоносные стекла украшали средневековые рыцарские замки и соборы с причудливой готической архитектурой. Дошедшие до нашего времени остатки былой роскоши поместили в отдельные короба с подсветкой - лайтбоксы, и они стали самостоятельными произведениями искусства, изумляя яркими цветами и световыми эффектами.  
Самый древний экспонат на выставке - немецкий витраж с орнаментом XIII века. В основе же коллекции - швейцарские и французские расписные стекла XVI-XIX веков,  храмовые и светские. 



В этом собрании много уникальных экспонатов, которых больше нет ни в частных коллекциях, ни в музейных собраниях России. Например, «Святой Марк». Это единственный, представленный на выставке витраж английской школы,- сказал на вернисаже московский галерист, куратор выставки «Свет веков» Юрий Петухов.
Однако витражи - это не только элементы архитектурного декора. В них отражена история, традиции и обычаи народов средневековой Европы. Например, в Швейцарии в XVI веке наивысшего расцвета достигли так называемые геральдические витражи, самым распространенным сюжетом которых было заключение брачных союзов, где муж непременно изображался в латах, а жена - в нарядном платье с брачным кубком в руках. Два таких витража есть на выставке. Время сохранило имена некоторых персонажей, запечатленных на цветных стеклах. На одном из французских витражей изображены выдающиеся представители католической церкви - св.Франциск Сальский, св.Винсент де Поль и кардинал Мазарини. Первые две исторические личности массовому зрителю вряд ли известны, а вот третий, кардинал Мазарини, очень даже знаком, благодаря роману Александра Дюма о трех мушкетерах. 


В Нидерландах были в моде витражи в виде медальонов.  Чаще всего их использовали в домашних интерьерах, вставляя в центр или верхнюю часть оконного переплета. Один такой медальон присутствует на выставке. В нем поражает точность рисунка и обилие деталей. Называется медальон «Капитан Глупости». Витраж создан на основе гравюр XVI века, когда Нидерланды вели борьбу против испанского владычества. На одной гравюре был изображен наместник короля Испании герцог Альба в виде капитана Глупости, на другой - нидерландский принц Вильгельм I Оранский в виде капитана Мудрости. Наверняка существовал и медальон с принцем, но дошел ли он до наших дней, - неизветно.
На выставке есть два любопытных витража, на которых зафиксирована дата XIX век и имя Э. Дидрон. Девятнадцатый век - время возрождения средневековых витражей. Крупнейший французский ученый-медиевист Адольф Дидрон даже открыл реставрационную мастерскую. Представленные на выставке витражи «Мадонна с младенцем» и «Благословляющий Христос» выполнены Эдуардом Дидроном, племянником Адольфа Дидрона.

ФОТО автора

Поделиться
Комментировать