В Ярославском художественно музее открылась выставка «За красной чертой»
Наступающий 2017 год будет ознаменован многими юбилейными датами.
Но самым грандиозным и неоднозначным, безусловно, будет столетие Великой октябрьской социалистической революции. Или Октябрьского переворота. Кому как нравится. Копий сломано немало, впереди еще большие дискуссии. Ярославцы первыми высказались на эту тему, назвав свою реплику «За красной чертой».
Посетителей выставки встречает большой портрет вождя и гения Октября - Владимира Ильича Ленина. С портретом кисти известного художника Бродского в Ярославле произошел казус. Через три года мастер все-таки вернул картину, она украшала одно из советских учреждений, а потом ее передали в музей. Справедливость восторжествовала. Портрет особо ценен сегодня, ведь Бродский рисовал вождя с натуры. Надо отдать должное сотрудникам Ярославского художественного музея. Они собирали полотна разных художественных направлений при очевидном и тотальном главенстве соцреализма. Покупали в мастерских, у родственников авторов. Так создалась коллекция 20-го века, показывающая всю полноту художественной жизни той поры. Да и соцреализм отсюда не изгнан. Он присутствует в своих лучших образцах.
Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея. «Часть этих работ точно не соответствует руслу официального искусства, они ,тем не менее, закупались в художественное собрание. И сейчас мы видим, что они дают представление о многообразии, несмотря на то, что идеологический диктат в художественной жизни на всем протяжении советского периода.»
Октябрь, сломавший миллионы судеб, не пощадил и многих мастеров кисти. Выставка и об этом тоже. Художники уезжали из России или уходили во внутреннюю иммиграцию: преподавали, иллюстрировали книги, и все равно писали. Только для себя, что называется на полку. Многие картины выставки впервые пришли к зрителю. Находились и другие «лукавые» способы обойти госзаказ. В советское время родился жанр «мемориального пейзажа». Обычный лес с названием «Горки Ленинские» уже считался идеологически выверенным.