ВРЕМЯ СВОДИТЬ СЧЕТЧИКИ

Заседание рабочей группы по мониторингу ситуации в сфере ЖКХ при Ярославской областной думе собралось для обсуждения одной частной жалобы, а вскрыло целый пласт проблем. ГОРЕЛКИН ЗАЖИГАЕТ Рабочая группа областной думы под руководством заместителя председателя думы Евгения Заяшникова собралась в середине декабря. На заседание прибыли весьма компетентные и ответственные люди: два заместителя губернатора - Андрей Епанешников и Вячеслав Блатов, директор областного департамента энергетики и регулирования тарифов Наталья Шапошникова, главный жилищный инспектор Ярославской области Денис Мещеряков и другие ответственные лица.
Начали с рассмотрения жалобы гражданина Горелкина, который оказался недоволен системой начисления платы за тепловую энергию и упорно хотел досконально в этом деле разобраться. А объектом недовольства является одна из крупнейших управляющих компаний Ярославля - УК N 1.
Но не удивительно ли, что такая ответственная комиссия собралась для того, чтобы разобраться с отдельной жалобой жителя дома N 9 по улице Звездной в Ярославле? Как оказалось, кроме жалобы упорного Горелкина, дошедшей до областной думы, есть и другие. Только на УК-1 жалуются 32 дома. А вознегодовать есть от чего: представьте себе состояние людей, исправно оплачивавших тепло по счетчикам и вдруг получивших уведомления, что нужно доплатить кому 5, а кому и 10 тысяч рублей с квартиры за тепло. Именно такие суммы разницы между нормативом и фактическим потреблением тепла набежали в домах, где общедомовые теплосчетчики работают уже два-три года.
ЗАПУТАЛИСЬ С ПУТЭ
Так что же происходит? И почему при наличии счетчиков, за установку которых так ратует государство, выпустившее  ради этого целый ряд законов и законодательных актов
(в том числе известный
ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»), расчет производится по нормативам потребления (то есть по системе, от которой сейчас предписано уходить). И почему жителям начисляют еще и дополнительную внушительную сумму?
И вот что выяснилось. Для того чтобы производить оплату потребленных коммунальных услуг по приборам учета, мало установить эти приборы учета. Они должны еще пройти ежегодную поверку, что фиксируется в соответствующем акте. Если нет акта, то начисление по счетчику считается неправомерным.  
Так и случилось в доме, где проживает гражданин Горелкин, и некоторых других домах.  Жилинспекция обнаружила, что на общедомовой прибор учета тепловой энергии (ПУТЭ) не имеется подписанного акта поверки, и велела «вернуть все взад», то есть  провести перерасчет платы за теплоэнергию по нормативам. В результате собственникам квартир пришли платежки, в которых указан долг за потребленную тепловую энергию на 5 - 10 тысяч.
Как выяснилось, сейчас в Ярославле около 30 процентов многоквартирных домов оприборены общедомовыми счетчиками тепловой энергии - всего установлено 364 ПУТЭ. Из них 68 не работают. Например, в Заволжском районе  установлено 77 приборов, и 11 из них не работают. Во Фрунзенском районе установлен 51 прибор, из которых не работают 26.
Почему не работают? Этим вопросом озадачилась компетентная комиссия. Одна из причин, по мнению присутствовавших специалистов: качество теплоносителя, то бишь горячей воды в отопительной системе, не соответствует параметрам для нормальной работы приборов учета, а потому они через полгода-год выходят из строя. Еще одна причина: проверка приборов -  достаточно непростая и длительная процедура, которая порой обходится дороже, чем установка счетчиков.
РАСКОПАЛИ ПРОБЛЕМУ
А дальше разговор перешел на тему, как все-таки выгоднее платить за коммунальную услугу: по нормативу или по счетчику? Ответ, казалось бы, должен быть однозначным: конечно, по счетчику выгоднее, ведь до сих пор людей упорно убеждали: ставьте счетчики и будете платить только за то, что потребили, а это гораздо меньше, чем предусмотрено нормативами. Но представители департамента городского хозяйства ярославской мэрии заметили, что практика показала: меньше нормативов потребляют очень экономные жители, как правило, это одинокие пожилые люди, которые и посуду моют в тазике, и стирают умеренно, и душ не каждый день принимают. Семьям с детьми так экономить не удается. Но это еще полбеды. Беда в том, что самое дисциплинированное население, уже установившее квартирные счетчики и приучившее себя к экономии, оказалось в самом невыгодном положении.
По закону, если в доме установлен коллективный прибор учета коммунальной услуги, а квартирные счетчики стоят не у всех,  неучтенные потери распределяются между собственниками квартир, имеющих индивидуальные приборы учета. Получается, что добросовестные плательщики вынуждены платить за недобросовестных, которые пользуются возможностями платить не по показанию счетчика, а по нормативу. Кроме этого нет необходимости таким жителям экономить коммунальный ресурс, так как сколько бы они ни потребили, все равно заплатят фиксированную сумму.
Любовь Наумкина: «Когда принимали ФЗ-261, считали, что все собственники квартир установят приборы учета. Но этого не произошло, в результате наказали тех, кто установил счетчики. Они платят в 3 - 4,5 раза больше, чем потребляют по счетчику. Нам постоянно приходят жалобы: потребили 3 кубометра воды, а платят за 15 кубометров».
А если учесть, что установка приборов учета стоит немалых денег, то плата за коммунальную услугу увеличивается еще больше. Об этом говорили и представители управляющей компании, и теплоснабжающей организации: «Окупаемость счетчиков - не быстрое дело. А кроме того, через 4 - 6 лет нужно проводить полную проверку прибора на пригодность. Для этого надо счетчик сначала снять, сдать на проверку, а потом снова установить. И все это стоит денег, причем примерно таких же, как стоимость установки приборов. В конечном итоге получится, что случившаяся экономия будет «съедена».
Еще и другая сторона проблемы. Положительный экономический эффект от установки приборов учета в квартирах жилого дома может быть получен лишь при условии, что жители будут пользоваться регуляторами на отопительных системах. В противном случае затраты на оборудование квартирного узла учета и регулирования окажутся бесполезными. Чтобы годовая экономия тепловой энергии составила 20 процентов годового расхода на отопление, система регулирования должна не только исключить излишний расход тепла, но и обеспечить снижение температуры воздуха в квартире в ночное время или в отсутствие хозяев.
Представьте: собственник установил приборы учета воды, отрегулировал запорную арматуру, но при этом квартира находится в доме со старыми коммуникациями. Потери будут в любом случае, какой бы прибор владельцы квартир ни поставили. Приборы учета - это второй вопрос, первый - привести инженерные системы здания хотя бы в нормальное состояние. Речь идет, разумеется, о капитальном ремонте и реконструкции зданий.
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Как сказала директор областного департамента энергетики и регулирования тарифов Наталья Шапошникова, у нас сейчас почти в половине многоквартирных домов вообще невозможно установить приборы учета тепловой энергии или приборы учета потребления горячей воды. Например, по закону оприбориванию по тепловому учету не подлежат дома,  максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Не подлежат оприбориванию дома с открытой системой теплоснабжения, то есть те, в которых происходит водоразбор горячей воды для нужд потребителя непосредственно из теплосети, а оставшаяся в системе горячая вода используется для отопления. В советский период примерно 50 процентов всех систем теплоснабжения были открытого типа. По закону невозможным  считается установить приборы учета, если для этого требуется провести  реконструкцию, капремонт  существующих  или  создать новые внутридомовые  инженерные  системы.  Аналогичный вывод делается, если  нельзя  соблюсти  обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния   инженерных систем,  влажности,  температурного  режима,  электромагнитных  помех, затопления помещений). Индивидуальные (квартирные)  и общие приборы   учета   теплоэнергии   не устанавливаются  в  многоквартирных   домах   с  вертикальной   разводкой инженерных систем отопления,  а это все панельные пятиэтажки, так называемые хрущевки.
 Прежде чем оприборивать эти дома - а по закону это должно произойти до 1 июля 2013 года (а ранее  требовали и вовсе завершить процесс до июля нынешнего года), - нужно ставить дома на капитальный ремонт. А реконструкция одного панельного пятиэтажного дома стоит как минимум  8 - 10 млн. рублей.
Если же в этих домах приборы учета не будут установлены, то после дня Х, а именно со второй половины 2013 года, плата по нормативам весьма значительно увеличится. Так требует государство, чтобы стимулировать стопроцентную оплату коммунальных услуг по приборам учета.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Есть и еще проблема. Энергосбережение невыгодно ресурсоснабжающим организациям. То есть чем больше будет экономить потребитель и меньше потреблять, тем меньше денег будет получать ресурсоснабжающая организация. Компенсировать убытки она будет повышением тарифов.
До сих пор в России применяется одноставочный тариф на теплоснабжение, который ставит в прямую зависимость доход   теплоснабжающей   организации  от объема ее продаж. Выход из этого тупика специалисты «Национального союза энергосбережения» видят во введении двухставочных тарифов за услуги теплоснабжения. Двухставочный тариф состоит из постоянной составляющей в виде абонентской платы потребителя в течение всего года и переменной части тарифа, зависящей от количества реально потребленных коммунальных ресурсов. Постоянная часть тарифа (плата за мощность) содержит затраты  теплоснабжающей организации  на содержание собственного хозяйства и ее нормируемый доход. Переменная часть состоит из затрат на топливо, закупаемое для производства тепла, и другой, ненормируемой части дохода; размер его зависит от реального объема продаж тепла в отопительный период. Счета за переменную часть выставляются по фактическому потреблению, а размер фактического потребления подлежит «обязательному  учету  с применением  приборов   учета », как того требует часть 1 статьи 13 федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении».
Постоянная часть двухставочного тарифа гарантирует  теплоснабжающей   организации  финансовую стабильность и обеспечивает ее рентабельность. Переменная часть дает дополнительную доходность, зависящую от объема продаж: чем меньше затраты на производство большего количества тепла, тем больше доходность  теплоснабжающей   организации.
О необходимости перехода на двухставочный тариф, выгодах его применения говорят уже больше десяти лет. Возможность его установления регулирующими органами имеется уже около пяти лет, но до сих пор они не воспользовались этой возможностью.
Как уже сказано, теплоснабжающие организации  в условиях применения одноставочного тарифа мало заинтересованы в  учете, но зато они очень заинтересованы в расчетах. Многие из них  приборы   учета  намерены ставить только затем, чтобы подтверждать свои собственные расчеты при выставлении потребителю счетов на оплату. Что, собственно говоря, и происходит. Власти уже приготовили жителям области пренеприятный сюрприз: в следующем году мы будем платить за коммуналку ощутимо больше. Власти предлагают повысить коммунальные тарифы с июля 2013 года на 17 процентов, что выше, чем в среднем по стране. Подорожание объясняют необходимостью… поддержать предприятия коммунального хозяйства!
- Основная причина роста тарифов - тот факт, что 28 организаций коммунальной сферы в области находятся в стадии банкротства. Это значительно усугубляет процедуру тарифообразования, - сообщила директор областного департамента энергетики и регулирования тарифов Наталья Шапошникова.
Согласно первоначальному проекту областного бюджета предлагалось с 1 июля 2013 года тариф на тепловую энергию повысить на 17 процентов, на водоснабжение и водоотведение - на 27 процентов.
P. S. И все же заместитель губернатора Андрей Епанешников на этом заседании рабочей группы выразил благодарность депутатам за то, что проблему активно разбирают и ищут пути ее решения. В начале года решено рассмотреть вопрос о выделении необходимого количества бюджетных средств на софинансирование капитального ремонта домов по программам Фонда реформирования ЖКХ, а также внимательно разбираться с выполнением требований закона об энергоэффективности и сопутствующих нормативных актов. Как было сказано на заседании рабочей группы, в Ярославле 4,5 тысячи домов, это больше 50 процентов жилого фонда, не подлежит оприбориванию по техническим условиям. За что же людей наказывать?  Подход к нормативам должен быть дифференцированным.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать