Эпизоды театрального фестиваля БТР

Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» (БТР), проходивший на родине профессионального русского театра во второй раз, завершил свой недельный скоростной и насыщенный мероприятиями марафон в прошедшее воскресенье.
Первым, что бросилось в глаза, у фестиваля продолжают складываться традиции и появляться отличительные особенности, начиная от расширения географии участников до упрочения собственной символики и разнообразия программы фестиваля. Организаторы постарались учесть прошлогодние замечания со стороны ярославской публики. Тогда главным из них было – дать шанс обычному зрителю, а не только участникам, оценить дипломные работы (спектакли) и насладиться игрой начинающих актеров.


Традиции и особенности фестиваля
Сначала о радостной символике фестиваля. По-прежнему, ею остался оранжевый апельсин как символ солнца и оптимистического взгляда в будущее. Корзинка апельсинов стояла на пресс-конференции, посвященной БТР. Фруктами из нее угощались участники «президиума» (жаль, не присутствующие журналисты, здесь – «смайлик»). Под ритмичную музыку апельсинами жонглировали ярославские студенты-театралы на открытии фестиваля. Вместо букетов цветов яркие плоды дарили при вручении дипломов участникам по окончании каждого спектакля. На закрытии апельсины достались избранным от каждого региона представителям (студентам вузов) для передачи их, как эстафетной палочки, младшим курсам, которые приедут в Ярославль в следующем году.
Фестиваль изначально был нацелен, прежде всего, на взаимное профессиональное общение студентов театральных институтов и их учителей, а также возможное трудоустройство «без пяти минут» актеров в различные театры нашей огромной страны. Однако, на этот раз некоторые из фестивальных спектаклей были специально показаны на основной, большой сцене Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова, билеты на которые продавались всем желающим. Правда, знаю, что среди придирчивых ярославских театралов все равно нашлись недовольные, которые не смогли посмотреть спектакль Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС) по произведению А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Он был показан в Ярославском камерном театре только для участников.
Ярославский БТР возобновляет традиции своих предшественников – подобных молодежных фестивалей, проходивших в других российских городах. В частности, молодые театроведы оперативно, прямо во время фестиваля, создавали журнал «ОтсебЯтина», у которого своя аббревиатура – БТЖ (Будущий театральный журнал). Вышло два номера, на подходе – третий. В нем будущие театральные критики, что явилось для них прекрасной практикой, поместили свои рецензии на фестивальные спектакли, интервью с театральными режиссерами и художественными руководителями курсов. Выпуски издания получились красочными, с множеством фотографий и интересными фактами из жизни фестиваля.
В фойе Волковского театра развернулась выставка театральных художников – еще одна новая особенность фестиваля, показавшая что в нем участвуют не только актеры. Молодые художницы Анастасия Бугаева и Екатерина Галактионова, в прошлом году закончившие факультет сценографии Школы-студии МХАТ мастерской О. А. Шейнциса, представили эскизы и изящно сделанные макеты к восьми спектаклям: «Антоний и Клеопатра», «Дон Жуан», «Ричард III», «Мария Стюарт», «Буря», «Вишневый сад» и «Молчанье – золото». Последний был поставлен на Учебной сцене МХАТ именно в оформлении Екатерины Галактионовой. До середины мая выставку можно увидеть перед началом спектаклей и во время антрактов зрителям, пришедшим в Волковский театр.
Совершенной особенностью второго фестиваля явился показ спектаклей не только на русском языке. Гости из далекого города Якутска, студенты Арктического государственного института искусств и культуры, сыграли драму Максима Горького «Мещане» на якутском языке. Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина, что в Москве, осуществляет наборы студентов разных национальностей, поэтому известное произведение советского драматурга А. В. Вампилова «Утиная охота» было представлено в программе фестиваля на корейском языке. По словам посетивших эти спектакли зрителей, проблема непонимания не возникла, и работы выглядели достойно.
Программа нынешнего фестиваля обогатилась не только постановками на различных ярославских сценах и мастер-классами ведущих театральных педагогов, но и презентациями – книги Андрея Дрознина «Дано мне тело… Что мне делать с ним?» и фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом».
Эксклюзивный кино-показ
Для меня (как нестранно это прозвучит в рассказе о театре) показ «Как я провел этим летом» в кинотеатре «Родина» и встреча с главным режиссером Волковского театра Сергеем Пускепалисом, произвели одно из наиболее запоминающихся впечатлений от БТР-2010. Напомню, что несколько месяцев назад Пускепалис получил «Серебряного медведя» на 60 Международном кинофестивале в Берлине за главную роль в этом фильме. Не буду заниматься пересказом сюжета, так как это многие уже сделали до меня. Кстати, зная заранее хоть чуть больше из содержания картины, эффект восприятия теряется наполовину. Соглашусь с высказываниями о фильме такого рода: «серьезный мужской фильм», заставляющий зрителя думать; абсолютно «не на потребу дня», в нем есть связь «зритель – создатель фильма». Не соглашусь с немецкими критиками, которые утверждают, что картина «Как я провел этим летом» напоминает работы Андрея Тарковского. Маститый признанный художник, создавая свои киноленты, строил свой собственный мир (иногда, на мой взгляд, слишком мрачноватый), в который не каждый хочет и способен войти. В экранном произведении Алексея Попогребского показано всё как может быть, и как есть на самом деле в человеческой судьбе. Удивительно, что при наличии в кадре только двух актеров (роль молодого героя сыграл Григорий Добрыгин), картина «не отпускает» зрителя ни на секунду. Фильм показывает суровую красоту чукотской природы и суровую правду жизни, в которой должны находить место мораль и достоинство. Судя по разговору, состоявшемуся после показа фильма, последнее качество присутствует у Сергея Пускепалиса. Он не навязывал свое мнение, хотя было понятно, что оно у него есть. В частности, актер убежден, что в искусстве должна присутствовать мораль, а кино должно оставаться в сознании зрителя, а порой в душе и сердце. Как высказалась моя знакомая, также присутствовавшая на презентации в кинотеатре «Родине»: «Да, повезло Волковскому, если у него появился такой главный режиссер» (имелся в виду мужской характер и своя точка зрения на жизнь). В ходе разговора после просмотра фильма первый вопрос был задан о разнице поколений. Его задала уверенная в себе молодая девушка с губами, выкрашенными в ярко алый цвет. Причем, задавая вопрос, у нее уже был свой ответ, в котором она заранее сама себя убедила: фильм показывает молодое поколение трусливым и подлым. Никакие доводы Сергея не разубедили ее в этом. По его мнению, нынешнее молодое поколение вовсе не трусливое и не подлое, а слишком «парниковое», живущее чересчур в цивилизации; «туристское», как было сказано в одной фразе из фильма. По словам Сергея Пускепалиса: «Что сейчас делают молодые люди, если кто-то двое из их же компании дерется? Снимают на мобильный телефон!». Кстати, слыша мнения разных людей о фильме «Как я провел этим летом», можно сделать вывод, что он оставил след в душе как у людей среднего и пожилого возраста, так и у молодого поколения. Несмотря на то, что Сергей Пускепалис не первый раз снимается в художественных фильмах, актера в киноискусстве он иронично называет «светоотражающим объектом», театр для него остается главным в жизни. На сцене Волковского театра ярославские зрители в финале сезона смогут оценить его работу в качестве режиссера спектакля «Три сестры» (премьера состоится 1 и 2 июля).
«Все начинается с любви»
Конечно, рассказывая о театральном фестивале, нельзя не осветить хотя бы одну из многочисленных студенческих работ, представленных на фестивале. Устав от нашей, порой не радужной, действительности с печальными новостными сообщениями и прочими негативными моментами, я намеренно выбрала постановку с оптимистичным названием «Все начинается с любви». Не пожалела нисколько: давно не приходилось вставать в едином порыве со всем залом после выступления актеров и аплодировать до боли в ладошках. Это была пластическая танцевальная композиция по произведениям Жака Превера, Антона Чехова, Роберта Рождественского на жестовом языке с голосовым переводом. Она исполнялась студентами выпускного курса (художественный руководитель – Анна Башенкова) Государственного специализированного института искусств (ГСИИ), созданного в 1991 году в Москве. ГСИИ – первый и единственный в мире институт, ориентированный на обучение творческим профессиям молодых людей с серьезными физическими и сенсорными проблемами. Девиз института: «Смотри на меня как на равного!». В последние годы в студенческий коллектив ГСИИ успешно интегрируются молодые люди, не имеющие ограничений по здоровью. Постановка, показанная в Ярославле, привлекла своим романтизмом, легким юмором и надеждой на доброе и вечное. Трогательно было видеть поднятые вверх трепещущие руки зрителей в зале – приветственный знак аплодисментов для слабослышащих артистов.
Закрытие фестиваля и открытие нового
На закрытие фестиваля, 25 апреля, пришедшегося на первый день государственных экзаменов в Ярославском театральном институте, была показана уже полюбившаяся ярославской публике оперетта Имре Кальмана «Сильва». Как сказала одна из сотрудниц театра, «уж сколько раз был показан этот спектакль, а народ всё не насмотрится». Свою версию бессмертного произведения Кальмана представили выпускники Ярославского государственного театрального института, студенты мастерской заслуженного деятеля искусств России, профессора Александра Кузина. Впервые за всю историю существования вуза его студенты играют на большой сцене первого профессионального русского театра. В очередной раз молодые артисты (думаю, их уже теперь с полным правом так можно назвать) сорвали овации публики, среди которой был председатель государственной экзаменационной комиссии, художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Бородин.
К закрытию фестиваля организаторы перешли без всякого перехода, сразу после окончания спектакля «Сильва», что, к сожалению, со стороны смотрелось не очень хорошо. Публика, не относившаяся никаким образом к фестивалю, стала покидать зал, иногда посреди произносившихся со сцены речей гостей и участников фестиваля. Говорят, что на открытии БТР была обратная ситуация – обычных зрителей, пришедших на выступление Школы-студии МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко, не пускали в зал, и прорвавшиеся несколько «смазали» выступление президента фестиваля Анатолия Смелянского. Наверно, все организационные моменты трудно учесть, и не стоит сильно «ругать» за это создателей фестиваля, поскольку ими проделана важная работа – дана «путевка в жизнь» (частая фраза, произносимая всеми выступавшими на закрытии) молодым дарованиям. Если даже и не все из них останутся в театральной среде, то на всю жизнь запомнят ощущение праздника на родине первого русского театра и свой дебют на его сцене. Второй фестиваль «Будущее театральной России» был торжественно объявлен закрытым его руководителями Борисом Мездричем и Сергеем Куценко.
Но впереди Театр драмы имени Федора Волкова ожидает фестиваль «Золотая Маска» в Ярославле», который состоится с 13 по 24 мая. В эти дни лучшие спектакли театров Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, ставшие в разные годы номинантами и получившими Премию «Золотая Маска», пройдут в Ярославле.
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать