Глубокое погружение в «Шум и Ярость»

Если вы смотрели фильмы Тарковского или советскую научную фантастику, то никаких проблем с ассоциативным рядом относительно фестиваля «Шум и Ярость», который состоялся в Ярославле 17 и 18 июня, у вас не должно возникнуть.
Собравшихся слушателей ждали четыре музыкальных сета от современного авангарда до экстремальной электроники, авторства признанных европейских исполнителей. О том, как создается музыка «не для всех», «ЯрКуб» спросил у участников и организаторов фестиваля. «Шум и Ярость» — фестиваль камерный, рассчитанный на вдумчивую аудиторию. Как рассказал организатор мероприятия Александр Алексеев, первые выступления проходили в Ярославском художественном музее и других площадках, а последние три года «местом силы» стало арт-пространство «Тепло». «Музыка не для всех» — эта фраза могла бы стать неофициальным девизом фестиваля. — Это, конечно, не закрытая тусовка — любой может прийти на концерт. Но такая музыка рассчитана на «open minded»-людей, «с открытыми мозгами»: тех, кому интересно что-то новое, необычное, — пояснил Александр Алексеев. — Часто люди заходят, стоят в оцепенении, удивлении и потом больше не возвращаются. А кто-то остается. Представленные в прошедшие выходные музыкальные сеты отличают от привычной музыки сразу несколько важных деталей: практически полное отсутствие слышимого ритма, работа с огромным числом шумовых эффектов (даже если речь идет о классических инструментах) и импровизация, рассчитанная на реакцию аудитории. Эти аспекты формируют из «белого шума» и, казалось бы, какофонии самоценное музыкальное произведение. Глубокое погружение в «Шум и Ярость» — В шутку мы называем наш жанр «Noise opera», буквально «шумовая опера», — поделился G6PD, «музыкальный скульптор» коллектива Slow Slow Loris. — При ее создании мы часто вдохновляемся обыденными явлениями и событиями: кто-то разбил на улице бутылку, и это уже может вдохновить на написание трека. G6PD добавил, что на само творчество музыкантов повлияли панк-рок и нью-вэйв, арт-хаусные фильмы; в частности, ANY (солистка группы) черпает вдохновение из творчества Пины Бауш. При этом творчество Slow Slow Loris самобытно и по форме, и по содержанию. К примеру, ANY использует в качестве одного из музыкальных инструментов расческу со звукоснимателем. Впрочем, даже применение привычной гитары могло удивить гостей фестиваля. Так, норвежский импровизатор Gaute Granli, кажется, способен превратить гитарную партию и собственный голос практически в любой звук, как в свое время Паганини виртуозно справлялся с одной скрипичной струной, подражая звукам природы. Глубокое погружение в «Шум и Ярость» — Я начал с гитары в качестве основного инструмента и с каждым годом добавлял все больше новых эффектов и записей различных звуков, — рассказал Gaute. — Сейчас я создаю импровизационные сеты, они очень сложные с эмоциональной, экзистенциальной точки зрения. Мне нравится конструировать новые миры, путешествовать по ним вместе со слушателем. Творчество, представленное на фестивале, не предназначено для заработка. Как пояснил «ЯрКубу» Александр Алексеев, многие музыканты приезжают в Россию на гранты европейских культурных фондов исключительно для того, чтобы познакомить россиян с творчеством, которое уже стало частью национальных культур. Программы, связанные с необычной музыкой, не ограничатся фестивалем «Шум и Ярость». Так, по слухам, в сентябре ярославцев ждут выступления швейцарского музыканта Дейва Филлипса (Dave Phillips), а также Алексея Борисова с программой, посвященной 100-летию дадаизма. На нашем сайте вы также найдете подробный фотоотчет с фестиваля. Фотограф: Илья Привезенцев
Поделиться
Комментировать