История строительства железнодорожного моста. 1910-1913 гг.

Строительство железнодорожного моста в Ярославле началось в 1910 году, хотя необходимость в нем назрела гораздо раньше.

В 1901 году Совещание о железнодорожном строительстве вынесло постановление о необходимости сооружения Северной магистрали от Санкт-Петербурга до Вятки. Вполне закономерным можно считать и возникший вопрос о соединении посредством магистрали Сибирских земель и Урала с Москвой. Почти десятилетие шли споры о том, какое же направление для строительства выбрать (Буй-Урочь, Буй-Данилов, Буй-Кострома, Галич-Кострома, Мантурово-Кинешма), но независимо от выбора, Комиссия о новых железных дорогах признала, что проблема возведения железнодорожного моста через Волгу вполне самостоятельна и требует скорейшего решения.


Дело в том, что железнодорожная линия Москва-Архангельск из-за отсутствия моста в Ярославле оказывалась перерезанной, грузы приходилось из вагонов перемещать на баржи, которые перевозили их по воде к железнодорожному вокзалу, затем вновь грузили в железнодорожный состав, а во время весеннего и осеннего ледоходов сообщение прерывалось вовсе. Таким образом, сооружение железнодорожного моста через реку Волгу в Ярославле позволило бы завершить линию Москва-Архангельск и устранить все препятствия для развития железнодорожных грузовых перевозок.

План Ярославского железнодорожного узла.

Из «Альбома исполнительных чертежей и Сборника пояснительных записок с расчетами. 1910-1913 гг.»


Когда вопрос строительства был окончательно решен, начались поиски места для возведения будущего моста. Специальная комиссия рассмотрела четыре возможные варианта: первый – выше г. Ярославля (в районе современной Полушкиной рощи); второй – ниже города, в районе Коровников. Два других варианта смещались соответственно выше и ниже ранее обозначенных (район Толгского монастыря и ниже Коровников). После проведения всех необходимых расчетов и приняв во внимание уровни разливов Волги, необходимые трудозатраты на строительство, будущие эксплуатационные расходы, был утвержден первый вариант.

1 июня 1910 года последовало Высочайшее утверждение закона о строительной стоимости постройки.


Индивидуальный проект железнодорожного моста в Ярославле был разработан инженером С.И. Ольшевским с учетом передового опыта российского и зарубежного мостостроения. Им были спроектированы 5 речных ажурных полукруглых ферм (пролетов) по 68, 243 саженей (145,6 м) весом по 72803,7 пудов (1 200 тонн) и два береговых пролета по 12,749 26 саженей (20 метров) каждый, весом по 3347,01 пудов (55 тонн). Железнодорожная колея предполагалась одна, для пешеходов внутри пролетов по обеим сторонам пути имелись два тротуара. Для конных экипажей проезд не предусматривался.


Из фотоальбома

«Мост через реку Волгу в г. Ярославле.

1910-1913 гг.»

 


Из «Альбома исполнительных чертежей и Сборника пояснительных записок с расчетами.

1910-1913 гг.»

 


Из «Альбома исполнительных чертежей и Сборника пояснительных записок с расчетами.

1910-1913 гг.»

 


Из «Альбома исполнительных чертежей и Сборника пояснительных записок с расчетами.

1910-1913 гг.»

Газета «Голос». 1910 г.


Строительство моста было поручено подрядчикам – основание сооружения и каменные части выполнялись под руководством иностранцев, братьев Станислава и Николая Ронов, металлические же пролеты изготавливались Обществом Путиловских заводов.


Камень для постройки опор моста брали местный – гранитные валуны доставляли с берегов Волги. Облицовка опор требовала камня больших размеров и правильной формы: его доставляли из специальных карьеров.


Сборка и установка металлических ферм при имевшихся тогда технических средствах была поистине титаническим трудом. Металлические конструкции моста были соединены сотнями тысяч заклепок, полукруглые фермы монтировались при помощи деревянных подъемных меха¬низмов. На установку каждого основания пролета уходило в среднем 70 дней, было задействовано порядка 240 человек. На верхнюю часть, т.е. собственно пролеты, отводилось от 41 до 110 дней, каждый день пролеты с помощью заклепок собирали по 165 человек, а материал им подавали еще 80 рабочих. В среднем в день удавалось установить 1 300 заклепок.

Из фотоальбома «Мост через реку Волгу в г. Ярославле. 1910-1913 гг.»

 

 

 

 


Работы продвигались быстро, мост должны были сдать в эксплуатацию уже в октябре 1912 года. Но в июле над Волгой разразился небывалый ураган, который разрушил ближнюю к правому берегу большую ферму моста, при падении которой были ранены нескольких рабочих. Комиссия, которая расследовала причины случившегося, приняла решение рухнувшие железные элементы повторно в строительстве не использовать, и Общество Путиловских заводов почти полностью изготовило новый пролет.

Из фотоальбома «Мост через реку Волгу в г. Ярославле. 1910-1913 гг.»

 

 

 

Фотография.

Подрыв обломков рухнувших конструкций.

9 октября 1912 г.


Необходимо было также расчистить дно от обломков конструкций. Для этого их предварительно взрывали, затем поднимали на поверхность. На уникальной фотографии из собрания музея-заповедника зафиксирован один из таких взрывов. На фото рукой участника стройки, инженера-механика Путиловского завода Георгия Максимовича Баранова (1866-1935 гг.) проставлена дата: «9.10.1912».


Сроки сдачи сооружения решено было передвинуть, приурочив открытие к празднованию 300-летия царствования династии Романовых.

Из фотоальбома «Мост через реку Волгу в г. Ярославле. 1910-1913 гг.»

 

 


После 2 лет 7 месяцев и 20 дней строительства железнодорожный мост через Волгу был завершен. 18, 19 и 20 февраля 1913 года прошли испытания инженерного сооружения.


21 февраля 1913 года в день 300-летия царствования Дома Романовых состоялось торжественное открытие моста. Во втором часу дня после совершения крестного хода мост освятил архиепископ Тихон. Въезд на мост был перегорожен лентой цветов национального флага. Ярославский губернатор граф Д.Н. Татищев, разрезав ленту, объявил мост открытым, после чего был подан стоявший на том же левом берегу поезд с пассажирскими вагонами, украшенный национальными флагами. Ярославская газета «Голос» от 22 февраля (7 марта) 1913 года сообщала, что «поезд очень тихим ходом прошел через весь мост и двинулся дальше по направлению к станции Ярославль-город... На берегу в это время стояла огромная толпа народа, собравшаяся полюбоваться редким зрелищем. Как только прошел поезд, вся масса публики устремилась на мост… В течение всего дня народ подходил к мосту, чтобы полюбоваться им». Так мост и Соединительная линия открылись для пассажирского и грузового движения.


Из фотоальбома

«Мост через реку Волгу в г. Ярославле.

1910-1913 гг.»

 

 


Фотография.

Первый поезд во время открытия моста через реку Волгу. 21.02.1913 г.


По случаю открытия грандиозного инженерного сооружения был дан торжественный обед на 100 человек, на котором гости получили меню с фотографическими снимками моста в разные периоды его возведения. Вероятно, эти фотографии составили альбом, ныне хранящийся в собрании Ярославского музея-заповедника, а когда-то принадлежавший уже упоминавшемуся инженеру Г.М. Баранову. Известно, что после окончания строительства он был награжден памятным золотым жетоном весом в 14,24 грамма, украшенным эмалью, платиной и небольшим бриллиантом. На одной стороне жетона помещен герб Ярославля и имя награждаемого, а на другой – ферма железнодорожного моста и даты его постройки.


Во время пребывания императорской семьи в Ярославле 19 мая 1913 года, Николай II осмотрел и одобрил новое сооружение, а 31 мая 1913 года по всеподданнейшему докладу господина министра Путей Сообщений железнодорожному мосту через реку Волгу у г. Ярославля было присвоено наименование: «Мост императора Николая II». В народе мост стали называть Императорским, Николаевским или Романовским. Его изображения появились на почтовых открытках начала XX века как одной из главных достопримечательностей Ярославля.

Ярославский музей-заповедник

Поделиться
Комментировать