Хорошо там, где нас нет?

В основе пьесы – киносценарий Гора Николаева, по которому известный кинорежиссёр Николай Досталь в начале 90-х снял фильм «Облако-рай» с артистом Андреем Жигаловым в главной роли. Фильм Кириллову очень нравится, но режиссёр-постановщик «Звёздного часа...» на Волковской сцене убеждён, что в его постановке – отличная от кинематографической версии эстетика. – Это история о моей юности, и все представленные в спектакле персонажи – из моего детства, включая дембеля-вэдэвэшника и патлатых хиппи. Сам таким был и вшивал клинья в брюки «клёш», – поделился воспоминаниями Валерий Кириллов. – Это ностальгия в чистом виде по тому времени, которое безвозвратно ушло.
Действительно, декорации художника Алёны Дикуновой переносят нас на машине времени в атмосферу 70-х. На экране мелькают чёрно-белые фотографии советского времени, доверительные интонации ретро-шлягера «На дальней станции сойду, запахнет мёдом...» погружают в атмосферу собственных воспоминаний. Когда экран поднимается, перед глазами зрителей предстаёт неухоженный двор в захолустном городке: балкон, песочница да пара ящиков, на которых и поминки справляют всем двором, и в армию провожают той же компанией. Скоро Олимпиада-80, в моде рубашки «в огурец» и парики стогом, банку шпрот достают по блату и берегут на новогоднее застолье.
В центре незамысловатой истории-анекдота оказывается простой, ничем не примечательный паренёк Коля (артист Виталий Даушев), который от скуки ли, от желания ли привлечь к своей персоне хоть какое-то внимание, не подумав, брякнул: «Да уезжаю я... на Дальний Восток». Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь, и закрутился вокруг мнимого отъезда Коли водоворот событий. Кто дембельский чемодан «ручной работы» от серд­ца отрывает, кто собирает немудрёный стол, скидываясь на портвейн, – «такое событие надо отметить!», а кто деловито под шумок Колину мебель к себе перетаскивает – он-то, Коля, всё равно уезжает, ему стулья с кроватью ни к чему. Главный герой и рад бы отыграть всё назад («может, мне остаться?!»), а никак – люди-то поверили, назначили его, простого соседского паренька, Колумбом и Гагариным, которому суждено открыть иные горизонты, делегировали, можно сказать, в большой мир. Как это доверие не оправдать, как обмануть ожидания лучшего друга Феди?
– Пока ты здесь, вроде как тебя и нет, – недоумевает, тоскуя и радуясь одновременно, герой Виталия Даушева. – А как тебя нет, так вон он ты, есть. Главное, что я для вас существую…
У этой истории есть вторая часть. Уже упомянутый кинорежиссёр Николай Досталь снял продолжение своего фильма «Облако-рай» – это лента «Коля – перекати-поле». Будет ли продолжение у театральной истории в Волковском театре?
– Это спектакль для зрителей, а не для театральных критиков, не стоит относиться к этой анекдотической истории слишком серьёзно, – ответил о перспективах режиссёр Валерий Кириллов. – Рецептов успеха на самом деле никто не знает. Мы работали честно, с наслаждением – это правда. Если история зацепит зрителя, на неё «пойдут», постановка будет востребована настолько, что душа потребует продолжения банкета, то почему бы и нет?
В новой постановке театра заняты артисты Олег Павлов и Сергей Цепов (Федя, друг Коли), Людмила Пошехонова и Светлана Спиридонова (Валя, жена Феди), Ирина Веселова и Наталья Мацюк (Наталья, девушка Коли), заслуженный артист России Валерий Соколов (Филипп Макарович), другие.
Ностальгический анекдот долгое время пролежал в режиссёрском портфеле Кириллова, и он его не доверил – хоть и соблазняли, выманивали! – другим театрам. Эта история камерная, уверен Кириллов, её надо рассказывать для небольшого числа людей, как будто мы сидим в одном дворе, и всё это происходит здесь и сейчас, с нами и на наших глазах. Работа над спектаклем заняла немного времени – по сути это было домашнее задание на летние каникулы, потому что «добро» на постановку от руководства театра Валерий Кириллов получил под занавес предыдущего сезона. В ответе на вопрос, доволен ли он тем, как получилось задуманное, Кириллов артистически перенёс акценты:
– Я доволен тем, что ПОЛУЧИЛОСЬ, а уж КАК – не мне судить.
На это ответ дадут зрители, купившие билет «от станции любовь до станции разлука». Билет на спектакль, к слову, сам по себе достоин внимания. На нём непривычные для театрального билета надписи: вагон плацкартный, место такое-то, и вверху подчёркнуто – «Отсюда – Туда». Где ещё попадёшь в собственное прошлое, как не в театре?
Фото Ирины Пичугиной.
Северный край
Поделиться
Комментировать