– Я не из тех детей, которые рисовали на обоях. В художественную школу родители меня тоже не отдали – решили, что мне будет тяжело, – вспоминает студентка. – А я рисовала в блокнотах, плакала и считала, что никогда не стану художником.
После окончания школы Катя пошла учиться на политолога и параллельно увлеклась стрит-артом. Ее рисунки до сих пор украшают стены на улице Советской, Республиканской и за торговым центром «Флагман» – там, где их еще не закрасили.
Но, как только Катя уехала в Голландию учиться по обмену, все изменилось.
– На меня они смотрели как на какое-то чудо: к нам приехала русская девушка! – смеется студентка. – Меня поразила открытость голландцев. В семьях принято обсуждать все. Их художники по-детски активные и немного наивные. А вот климат ужасный. Холодно, дожди, ветер. Отогрелась я, только когда приехала в Ярославль. Когда гуляю по нему, в голове появляются новые идеи для работ. Ярославль – живой город.
Буквально за полгода в Нидерландах девушка нашла друзей-художников и вуз, куда потом и поступила.
– Многие мои сокурсники не умели рисовать совершенно, – вспоминает учебу на первом курсе Катя. – Но чем корявее у них получалось, тем больше нравилось окружающим. Эксперименты там воспринимаются на ура, потому что голландцы считают, что все может быть искусством. А мне даже Анри Матисс казался радикальным художником!
В старейшей академии Европы регулярно проходят смотры и выставки учеников, куда приглашают и критиков, и известных художников. На таких смотрах нужно показать свои лучшие работы, поэтому Катя с утра до вечера придумывала и создавала все новые и новые творения.
– Все, что я помнила во время учебы, – сколько чашек кофе в день выпиваю. Ходила с синяками под глазами. Студенты-экономисты из общежития считали, что я очень страдаю, что искусство – это больно, – смеется рассказчица. – Но, глядя на мои работы, кивали и говорили: «Красиво!»
Учеба в Королевской академии изящных искусств идет четыре года. Первокурсникам, как детям, разрешается рисовать и ваять в свое удовольствие, искать себя. Со второго курса каждый ученик получает студию, где он и трудится над своими картинами или скульптурами – на выбор.
– Там художник должен активно выставлять свои работы, постоянно производить что-то новое, – пояснила Катя. – Главное – продержаться два года после выпуска. Тогда в муниципалитете тебя запишут как художника и начнут платить пособие, принимать заявки на гранты.
Сейчас Катя почти не рисует, зато создает скульптуры и инсталляции. Ради некоторых произведений ей приходилось самой браться за молоток и сколачивать деревянные рамы, использовать в своих работах стаканчики из-под кофе, шторы для окон, ветки деревьев, фотографии и даже набивать синяки.
– В рисунках ты как бы запираешь себя в одной технике. Можно вложить очень много сил и времени в картину, а выглядеть она будет скучно, – убеждена девушка. – Со скульптурами все проще. Работа должна говорить сама за себя. Только тогда это можно назвать предметом искусства.
Ярославский регион/Северный край