Кирилл Серебренников: «Искусство – это зеркало, в которое смотрится зритель»

В понедельник, 23 сентября, в стенах Волковского при большом скоплении студентов-театралов и журналистов прошла творческая встреча с художественным руководителем «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым.

За год после превращения Московского театра имени Н. В. Гоголя в «Гоголь-центр» и смены его руководства творческому организму пришлось немало пережить и выстоять. На XIV Международный Волковский фестиваль «Гоголь-центр» привез две новые работы – спектакль-концерт «Утесов», с успехом прошедший на прошлой неделе, и «Митину любовь», премьера которой состоится на ярославской сцене вечером 23 сентября.

 

Кирилл Серебренников предстал перед публикой вместе с директором принимающей стороны – Юрием Итиным, которому на протяжении всей встречи пришлось выслушивать и мягко нивелировать язвительные, порой довольно опасно приближающиеся к мере дозволенности критические замечания эпатажного гостя из столицы. Впрочем, как выражаются в таких случаях интеллигентные люди, ничего личного, только бизнес. Все подколки Серебренникова насчет того, что самое главное, глобальное в первом русском театре уже случилось, и это ремонт, Итин встретил достойно, а ироничная улыбка не сходила с уст директора на протяжении всей встречи.  

 

Помимо рассказа о предстоящих творческих планах, в которых почетное место отведено инсценировке классики от «Медеи» и «Гамлета» до «Мертвых душ», а также гастрольному графику, Кирилл Серебренников поделился своими размышлениями о новом русском театре.


   – Сегодня нам очень важно найти новую, интересную для самих себя и зрителей форму подачи материала. Знаете, кто лучше всех ставит Чехова? Немцы!

 

На недоуменный гул засомневавшейся было публики Серебренников предложил довольно веский аргумент:

 

– У них, немцев, нет пиетета к тексту! Что думает наш режиссер? Это же Чехов: как можно выбросить это слово и ту фразу из текста, а тем паче переставить местами, – будет искажен смысл, меня не поймут!.. На Западе так не думают и не церемонятся с любым текстом, который по сути перестает быть самостоятельным литературным произведением разной степени «великости». В театре он превращается в служебный материал. Точка.

 

Немало времени уделил режиссер размышлениям о миссии театрального искусства современности: что первично – донести до зрителя собственный замысел авторов спектакля или заставить его самого искать смысл, заставить думать?

 

– Любое искусство – это зеркало, в которое смотрится зритель. Я не ставлю перед собой такой глобальной задачи – научить чему-то или воспитать зрителя. Это должен сделать он сам. Моя задача – сделать максимально чистой и незамутненной амальгаму, подложку к этому зеркалу. Если после спектакля хотя бы у одного человека из зрительного зала случится некий духовный катарсис – в этом, конечно, есть и мой «терапевтический» вклад. Но я не согласен с тем, что театру зачастую приписывают развлекательные функции. Развлечение – это кино, шоу-бизнес. Театр работает индивидуально с каждым зрителем, и это было и будет всегда, несмотря на форму подачи материала, будь то классика или арт-хаус. Театр как раз и прекрасен тем, что он не тиражный, а «штучный товар», – пояснил Кирилл Серебренников.

 

Видео «Первого ярославского»

 

Фото Ирины Пичугиной

Видео

Ярославский регион

Поделиться
Комментировать