«Когда люди видят книжный магазин, они вспоминают, что любят читать»

Не так давно в нашем городе открылся новый книжный магазин.
Для всех, кто еще не утратил привычку читать, – событие знаменательное, ведь в последние годы торговые предприятия подобного рода медленно, но верно исчезали с карты Рыбинска. Такая невеселая тенденция заставляет задуматься, насколько успешной станет работа магазина с говорящим названием «Читай-город», и где владельцы черпают уверенность, что в непростое время на книги будет устойчивый спрос. На наши вопросы отвечает генеральный директор сети книжных магазинов «Читай-город» Михаил Иванцов.

МВ 1(1)- Михаил, самый очевидный вопрос — в Рыбинске давно уже не осталось крупных книжных магазинов (последний закрылся несколько лет назад). Какими соображениями вы руководствовались, решив начать бизнес такого формата у нас?

- «Читай-город» — это название сети книжных магазинов, такой формат предполагает расширение и как следствие планомерное движение в регионы. Кстати, именно здесь ценность культурного капитала значительно выше, чем в Москве, а «перегретость» основных рынков, которые влияют на издержки – аренда, зарплата – ниже. В столице книжному бизнесу развиваться гораздо сложнее, чем это было некоторое время назад. Кроме того, по данным опроса исследовательской компании Comcon, здесь очень низкий процент читающих. Столичная интеллигенция редеет. На ее место приходит очень специфическая публика, которая тратит основное время на зарабатывание денег и мало интересуется литературой. В регионах ситуация кардинально другая, поэтому мы регулярно открываем здесь новые магазины, нередко по несколько в месяц. Наша идея фикс — открыть свои предприятия в большинстве российских городов, чтобы у всех жителей нашей страны была возможность покупать хорошие книги недалеко от своего дома.

Конечно, большую роль в успехе отдельных предприятий играет выбор места. Сейчас это в основном площади в торговых центрах, которые становятся своеобразными центрами притяжения людей и позволяют совместить полезное с приятным — покупки и досуг.

- Есть ли какие-то нюансы относительно ценовой политики? Не секрет, что уровень дохода рыбинцев ниже, чем у жителей крупных городов, и в глубинке книги для многих – удовольствие не из дешевых…

DSC_0199- Согласно нашей статистике средний чек в магазинах сети составляет более 300 рублей в мегаполисах, менее 300 рублей в небольших городах. Этот аспект учитывается в первую очередь, поэтому ставка делается на широкий ассортимент изданий: покупатель должен иметь возможность выбирать не только, что читать, но и по какой цене. Одно и то же литературное произведение может быть издано в твердом переплете или в более дешевом варианте pocket book (карманная книга). Кроме того, цены в столице, городах-миллионниках и в других уголках России могут отличаться.

- Насколько эффективен метод прямых продаж сейчас, на волне кризиса, когда многие заказывают книги через интернет, поскольку там цены порой на порядок ниже?

- Мы тоже развиваем наш интернет-магазин, объемы которого постоянно растут. Но при этом учитываем тот факт, что в последнее время на рынках развитых стран рост интернет-продаж книг (у того же Amazon) сильно сократился, в то же время продажи в обычных книжных магазинах остались стабильными. То есть можно говорить о том, что физические площадки для книжной торговли являются вполне востребованными и удобными. Наши исследования моделей покупательского поведения и предпочтений это подтверждают.

Интернет-магазин не является заменой традиционного книготоргового предприятия, а, скорее, дополняет его. Книги – это не предмет первой необходимости. Люди не думают о них 24 часа в сутки. Их необходимо подталкивать к этой мысли. Если они видят книжный магазин, они вспоминают, что любят читать. Поэтому книжных должно быть как можно больше. Тогда люди будут активнее общаться с книгой. Кроме того, покупка книг часто носит импульсный характер. В интернет-магазине такое случается намного реже, это площадка для целевых покупок. Не случайно крупнейший интернет-ритейлер Amazon недавно открыл первый оффлайновый книжный магазин и, по недавно поступившей информации, собирается представить еще 300-400 таких торговых предприятий.

DSC_0228- Не проигрывает ли книга, а именно ее бумажный вариант, своим электронным аналогам. Сейчас практически любое, даже редкое издание можно скачать через интернет. Насколько остро ощущается конкуренция с виртуальными ресурсами?

- Когда появилась электронная книга, мы, конечно, были обеспокоены и тщательно изучали эту тему. В США, где этот товар был дешев и велась жесткая борьба с пиратством, электронные книги продавались хорошо и заняли большую долю рынка. Однако сейчас этот рост прекратился. В странах с высокими ценами и серьезной антипиратской политикой (как в Германии) рынок электронных книг даже толком не сформировался. По-моему мнению, в России популярность у этого продукта есть, но платить за него никто не хочет. Поэтому условий для роста тоже нет.

Почему в целом рынок электронных книг встал? Вначале люди закачивали очень много литературы, но вскоре обнаружили, что времени и сил все это прочесть у них нет. Зачем же покупать новые? Многие издатели сегодня осознали, что электронные книги не решат всех проблем, и вновь стали развивать продажи традиционных бумажных вариантов.

Кроме того, многие покупатели были и остаются приверженцами бумажных книг и привычных книжных магазинов. Им нужна особая атмосфера — походить между полок, полистать страницы изданий, обсудить что-то с друзьями, встретиться с любимым писателем. Никакие интернет-сервисы не смогут конкурировать с такими проявлениями культуры чтения.

- Есть ли у вас какие-либо социологические данные относительно того, что сейчас читают россияне, как меняются их предпочтения с течением времени?

- Еще с советских времен наблюдается определенное сходство вкусов читателей по всей стране. В Москве, Курске, Рязани, Ярославле, Красноярске круг самых читаемых авторов будет примерно одним и тем же. Сейчас на первых местах – «Планета Вода» Б. Акунина, «Метро 2035» Д. Глуховского, «Виноваты звезды» Д. Грина, «До встречи с тобой» Д. Мойес. А из классиков — «1984» Дж. Оруэлла. Небольшая разница в предпочтениях отдельных городов, конечно, есть. Узконаправленная интеллектуальная литература лучше продается в Москве. Доля детских книг выше в провинции. Регионы чуть более рациональны и менее настроены на эксперименты и поиски чего-то нестандартного.

- Расскажите, по какому принципу сейчас заполняются полки книжных магазинов?

- Сеть «Читай-город» работает с широчайшим пулом издательств, не разделяя их на большие и маленькие. Это позволяет в каждом магазине сформировать уникальный ассортимент книг по самым разным отраслям знаний. Это с одной стороны, а с другой – при формировании ассортимента мы, конечно же, ориентируемся на покупательские предпочтения, которые постоянно анализируем. И здесь независимо от региона работают одни и те же механизмы. Прежде всего ажиотаж традиционно вызывает использование сюжета книги в кино. Когда выходит в прокат экранизация романа, продажи первоисточника резко увеличиваются. В этом отношении показательны такие экранизации как «Марсианин» (по роману Э. Вейера) и «Бегущий в лабиринте» (по роману Дж. Дэшнера).

Престижные литературные премии также активно влияют на интерес читателей. В пример можно привести Донну Тартт. Продажи ее романа «Щегол» после получения писательницей Пулитцеровской премии резко возросли. Также увеличился спрос на роман «Обитель» Захара Прилепина после завоевания им «Большой книги».

Кроме того, неизменный интерес вызывают шедевры мировой классики. Произведения таких авторов, как Маркес, Брэдбери, Сент-Экзюпери никогда не теряют своей актуальности. Человек ищет в них ответы на главные вопросы о себе и окружающем мире и просто получает удовольствие от прекрасного литературного языка.

- Сотрудничаете ли вы с местными издательствами?

- Да, мы активно работаем с региональными издательствами. У нас есть специальное подразделение, которое внимательно отслеживает их новинки и формирует ассортимент в соответствии с региональной спецификой. В частности, в вашем регионе мы представляем покупателям книжную серию «Библиотека ярославской семьи».   
Александра Белова
Поделиться
Комментировать