«Леди Макбет Мценского уезда»: на грани молитвы и крика

В Ярославле идет к завершению молодежный фестиваль «Будущее театральной России». В пятницу, 25 апреля, на основной сцене Волковского театра свою работу показали артисты Екатеринбургского государственного театрального института. Его выпускники представили на суд зрителей постановку «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова. В постановке сюжет Лескова оказался несколько развернут. Создатели спектакля окаймили рамкой линейное повествование литературного первоисточника. Рамочная композиция придала постановке изначальный трагизм, который по мере развития действия нарастает до предела.
Сценическое действие начинается на пике эмоций – Катерину Львовну и Сергея ведут на каторгу вместе с другими заключенными. Ближе к финалу постановки зритель вновь видит каторжников – всё как будто бы возвращается на круги своя. Однако в постановке екатеринбургского института этот сюжет получает развитие. Историю своего преступления рассказывают Фиона, убившая мужа после того, как над ней из-за него надругались пятеро мужчин, Сонетка, жестоко расправившаяся с любовницей своего супруга. Все это — истории о женской страсти, рассказы о любви с трагической развязкой. В финале постановки история Фионы с лёгкой руки оскорбленного плевком в лицо Сергея повторяется с самой Катериной, и образ полурастоптанной, но не сломленной женщины, умножаясь, выходит за рамки текста Лескова, становится типичен.
У истоков сюжетной линии Катерина страдает от скуки и купеческом доме. Она не читает книг, не занимается хозяйством. Запертая в четырех стенах с нелюбимым мужчиной, она ищет смысла, отдушины, возможности обрести некую подлинную жизнь.
Она хватается за Сергея, как за соломинку, в надежде, что страсть придаст её жизни смысл. Она не ошиблась — но какой ценой этот смысл ей достался! Катерина Львовна вся обратилась в чувство. Она готова была пожертвовать всем миром, лишь бы обладать Сергеем. И пожертвовала.
Спектакль пронизан образами-символами. Это и подушка, которую убаюкивает Катерина, мечтая о ребёнке – несбывшиеся надежды на счастье материнства. И короткий эпизод, придающий происходящему ещё больший драматизм: в то время как Катерина рассказывает кухарке Аксинье о своём сне и просит истолковать его смысл, девушки вокруг них занимаются пряжей. И это уже не простые крестьянские девушки, а греческие мойры, прядущие нити судьбы, в которых безрассудно, отчаянно и непоправимо путается Катерина.
Она преступила все библейские заповеди, в надежде сохранить единственный смысл своей жизни – Сергея. «Сотворила себе кумира», а кумиром двигало лишь мелкое тщеславие и жажда власти. В глубине души он, быть может, желал растоптать её ещё в начале, едва они впервые заговорили, а когда Катерина потеряла своё положение «вдовы зажиточного купца», когда она сама чуть было не сломала его, обременив своей любовью и тремя невинно убиенными –
В конце концов, Катерина приносит в жертву своей любви маленького мальчика. Она душит Федю, когда тот читает житие Фёдора Стратилата. Решившись на самый тяжкий грех, она как бы отталкивает от себя последнюю опору. Хотя она по-прежнему верит в Бога, после кошмарного сна хочет обрызгать кровать святой водой, только молитвы она больше слушать не может, заглушая их собственным криком. Молитва и крик, соседствуя, сопровождают героев на протяжении всего действия. В финале Катерина с криком бросается в море, увлекая за собой соперницу.
Екатеринбургские артисты показали зрителям «Леди Макбет Мценского уезда» при минимуме костюмов, декораций и грима.
фоторепортаж
источник
Поделиться
Комментировать