ЛИРИЧЕСКАЯ ДУША ТРАГИЧЕСКОЙ КЛОУНЕССЫ

ХЛЕБ В ПЕЧИ 1980 - год поступления Ирины Сидоровой на курс Владимира Воронцова. Это был первый набор в Ярославский театральный институт. На первой же сессии показывали этюды. Я запомнила Ирину Сидорову сразу и на всю оставшуюся жизнь. Ирина хлопотала у деревенской печи сноровисто и легко, привычно ставя чугунок со щами, подхваченный ухватом, в жерло печи, месила тесто и пекла хлеб. Как она ставила в печь противень!
 Как потом вынимала форсы с готовым хлебом из печи! Как жадно втягивала ноздрями его аромат, этот запах свежевыпеченного хлеба кружил головы… Это был легендарный курс - Татьяна Малькова и  Ирина Сидорова, Лена Станчиц и Владимир Гусев, Евгений Мундум и Игорь Забара, Игорь Сидоренко, Дима Голубецкий, Костя Ходак (ушедший из жизни после Чернобыля) и Владимир Удалов...
ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА
В 1991 году после нескольких лет работы в Ярославском ТЮЗе Ирина Сидорова была приглашена в труппу академического театра драмы имени Федора Волкова. Настоящим ее дебютом, принесшим известность, стал спектакль «Зеленая карета» (по А. Гладкову), где она сыграла центральную роль актрисы Вареньки Асенковой.  Героиня спектакля «Зеленая карета» - «недопетая песня» театра 30-х годов XIX века - Варенька Асенкова, актриса судьбы светлой и трагической.
Хрупкий бледный подросток, воспитанница театральной школы Варвара Асенкова, какой ее играла в самом начале спектакля Ирина Сидорова, -  почти ребенок, с теми горящими угольками в очах, которые намекают о будущей большой судьбе.
Асенкова принята в труппу Александринки! Она среди корифеев. Рядом с ней ее друзья по сцене - Иван Сосницкий, Александр Мартынов, Василий Каратыгин, Николай Дюр… Театр-феерия, вот, что манит юную Асенкову. Театр - как чистый источник радости и вдохновений, театр как справедливый, мощно чувствующий и воплощающий добро мир. Когда-то Пушкин вступил в этот  мир, охваченный волшебными соблазнами. «Волшебный край! Там, в стары годы…» На спектакле в невольном изумлении думалось об актерском братстве, о чувстве, которое роднило в спектакле  всю актерскую семью. И еще, конечно, мечталось о тайном сходстве между актерами в «Зеленой карете»  и актерами  Волковской труппы.
В «Зеленой карете» Асенкова - Сидорова переиграла во вставных картинах всю мировую классику, показав свой огромный диапазон  - три романтические и трагические роли - непохожих Джульетту, Дездемону и  Эсмеральду в «Соборе Парижской богоматери» (в сценах с Квазимодо, Фролло и Фебом) и Девушку-гусара из одноименного водевиля… И как же хороша она была в гусарском мундире с гусарскими куплетами, танцующая, поющая, стройная, молодцеватая, лирически тонкая… Гибнущая от зависти, интриг и провокаций светской черни.
 Зал аплодировал молодой актрисе, покоряющей красотой юности, остро мыслящей на сцене, заражающей темпераментом и радостью игры. Спектакль в это обновленное время привнес  новое качество жизни. Зритель тосковал  о приподнятом и возвышенном зрелище, о чувстве чистом и вдохновенном. Секрет популярности Ирины Сидоровой у зрителей объяснялся необычайной работоспособностью, требовательностью актрисы к себе, к профессии.  
Однажды Сидорова свела с ума весь Ярославль, заставив говорить о себе в восхищенных тонах - она лихо сыграла роль трансвестита в спектакле «Французские штучки»! Ее загадочная андрогинность, трансформации пола были переданы с таким изящным эротическим рисунком и эксцентрикой, что это заставило консервативных ярославцев начисто забыть о своем консерватизме.
Ее роли не могли не запомниться - ей приходилось существовать в насыщенном трагедийном и драматическом пространстве. Джульетта и Офелия были уже за горизонтом, Ирина перешла к зрелым и мощным характерам. Это были значительные центральные роли: королева  Гертруда в «Гамлете», Гонерилья в «Короле Лире» Шекспира, Королева Кастилии («Фермоза» по Л. Фейхтвангеру), Флоранс в «Великолепном рогоносце».   
За роль генеральши Войницевой (это был ввод в спектакль Ивана Раймонта «Платонов») Ирина Сидорова была удостоена премии «Лучшая роль года»-1998, а вскоре стала лауреатом областной премии имени Федора Волкова «За заслуги в области театрального искусства».
ЦИРКАЧКА, УМЕЮЩАЯ БЕГАТЬ ПО КАНАТУ СТРАСТЕЙ.
КЬОДЖИНСКИЕ ПЕРЕПАЛКИ
В этом спектакле, завершающем трилогию Ивана Раймонта на ярославской сцене, актеры демонстрировали  способности  к импровизации, театральность, гротеск, буффонаду, клоунаду - те составляющие итальянской комедии дель арте, те пратеатральные формы: цирк, карнавал, балаган, которые Раймонт придал пьесе Карло Гольдони, решив ее в пространстве итальянского неореализма 50 - 60-х годов и особенно фильмов Феллини.
На «Кьоджинских» зал был всегда переполнен. На всех театральных фестивалях, где показывали спектакль, кипели страсти. Сегодня смешно об этом вспоминать, но сторонники пресловутых кондовых приемов считали, что театр преступно отказывается от верности академическим традициям. Но «прививки» чеха Ивана Раймонта были насущно необходимы академическому Волковскому древу. Они значительно оздоровили весь театральный организм, были спасительны и целебны для актеров, которых Раймонт любил вбрасывать в новое пространство и погружать в новое измерение. Вспомним успех «Платонова», размах и глубину «Короля Лира».
В «Кьоджинских» (которые шли около 15 лет на нашей сцене до недавнего времени!) было много актерских открытий. Одно из них - мадонна Либера -
Ирина Сидорова. Фантастическая фигура! Вечно изумленная  рыбачка с прекрасными миндалевидными глазами и покрасневшим носом, циркачка, умеющая бегать по канату страстей и драк, клоунесса Тулуза Лотре-ка - в тельняшке, босая, готовая рыдать и смеяться одновременно.
ЖЕНА ПОДПОЛКОВНИКА ВЕРШИНИНА
В «Трех сестрах» почти все монологи подполковника Вершинина режиссер отдал его жене. Ей даже имя придумали - Клара Наумовна. Разумеется, это  фантазия, никакой Клары Наумовны у Чехова в пьесе нет. Логику здесь можно найти. Муж философствует о том, что будет через 200 лет! Мечтает о неких утопиях, о счастливой жизни будущих поколений, а жена сходит с ума - от абсурда несоответствия и заброшенности. Дети забыты отцом и  брошены. И она тоже брошена.
Вот такую, впрямь «полуумную Клару», с длинной девической косой, играла Ирина Сидорова. Ее Клара философствует вслед за мужем, а ему не до монологов, он спешит от нудной, опостылевшей жизни к потаенно-загадочной Маше Прозоровой!  О-о, как причитала Клара Наумовна, как оплакивала -  не себя, не сестер, а будущее поколение, глядя в зал, прямо на нас, безнадежно, потерянно роняя слова! Будто переспрашивала  нас о чем-то важном, в надежде услышать слова утешения. Cбудутся ли упования на счастье? Но утешения она не дождалась. И длинной косой Клара  перетягивала собственную шею, и коса становилась  удавкой…  
КРОВЬ НА ЛАДОНИ. ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ  
Ангустиас в «Доме Бернарды Альбы» - из ряда трагических клоунесс Ирины Сидоровой.  В этой «пельменной мессе» сестры превращаются в бело-мучных истуканов, исполняющих свой обряд.
В белом платье невесты, она - Пьеро в женском обличье, нескладная, некрасивая и самая прекрасная из сестер. Глаза некрасивой, нелепой Ангустиас - Ирины Сидоровой  - озера,  полные печали. Она почти сошла с полотен Тулуз Лотрека.  Ангустиас - печальная клоунесса и жертва  в этой истории. Без героини Ирины Сидоровой, крайне серьезной, никогда не смеющейся шутихи, которая кажется сестрам уморительной, - нет трагедии.  
Ангустиас стоически выдерживает  бешеную атаку сестер, они почти забьют ее, пылая завистью и ненавистью, она остается одна и молча размазывает по лицу алую помаду, а на руке остается кровавый след. Кровь на ее ладони похожа на запекшийся мак…  
Время летит стремительно. Вчерашняя студентка, ныне заслуженная артистка России Ирина Сидорова, отмечает свой юбилейный день рождения. Тридцать лет на сцене, из них - двадцать два года - на Волковской.  Десятилетия непрерывного внутреннего и творческого роста, значительность актерских работ, находящихся в центре репертуара театра, сделали Ирину Сидорову любимицей зрителей. На спектакли гастролирующего в Рыбинске Волковского театра с ее участием поклонники и поклонницы приезжали из Ярославля. Ну а праздничный банкет проходил в лесной сторожке-беседке, в Кстово,  где собрались почти вся Волковская братия, коллеги и друзья по сцене, труппа, ставшая семьей…
источник
Поделиться
Комментировать