«Не ездите на Север, не губите себя...»

Ярославский скульптор Игорь Голяков стал обладателем высшей награды международного фестиваля «КенАрт – европейский культурный мост», который прошёл в первой декаде июля в Архангельской области.


АРИФМЕТИКА ПОБЕД
Этот фестиваль стал финальной точкой в одноимённом глобальном проекте, который осуществлялся на протяжении двух лет на территории Кенозерского национального парка при поддержке Европейского союза. Проект в свою очередь был признан лучшим среди всех мероприятий подобного масштаба и уровня, проводимых Евросоюзом в России. Поэтому победу ярославца можно оценить как триумф в квадрате.
Однако Игоря Голякова с Кенозерским нацпарком связывает и своя личная «арифметика» побед. Два года назад здесь, в уникальном озёрном крае, состоялся первый международный симпозиум по ленд-арту «Отражение», в котором Игорь также одержал победу. О том, что ярославский скульптор успел изрядно «наследить» в Кенозерье, не преминул напомнить виновнику торжества и губернатор Архангельской области Илья Михальчук. Вручая ярославцу Гран-при фестиваля «КенАрт», глава Архангельского региона пошутил:
– Третьего раза не миновать. Кенозерье всегда вас ждёт, но учтите – спрос с вас будет особый.
Успех ярославского скульптора разделила и его команда, помогавшая Игорю в создании арт-объекта: автор этих строк, журналист «Северного края» Лариса Драч и уроженец Костромской области, столяр, мастер на все руки Алексей Бойков. А теперь попытаюсь объяснить, что же такое мы сотворили, что удостоились выс­шей награды фестиваля и личного Гран-при губернатора Архангельской области.
ЗРИ В КОРЕНЬ,
ОНО ЖЕ – РУСЛО
В течение десяти дней наша команда при 35-градусной жаре (вот тебе и Север!), стойко выдерживая вражеские налёты атакующих кровососущих «бомбардировщиков» всех видов и мастей, кропотливо видоизменяла русло небольшой протоки между двумя озёрами. В результате получился объект, находящийся на стыке двух искусств – ленд-арта и ландшафтного дизайна. Оба этих направления предполагают природу – камни, неровности ландшафта, русла рек, деревья – как главный объект искусства. В итоге, «весело и непринуждённо» передвинув несколько кубов земли и перетаскав вручную пару тонн гравия, художник и его команда создали на месте заросшего двухметровой крапивой глубокого оврага и едва различимого русла бассейн в форме скрипки. Назвали творение собственных рук поэтично – «Музыка ручья».
Спешу успокоить радетелей экологии: ручей при этом нисколько не пострадал. Бассейн, едва улёгся взбаламученный камнями песок, сразу облюбовали мелкие рыбёшки. Эскадрилье комаров, правда, пришлось сменить место основной дислокации, поскольку заросли крапивы, в которой они обитали и размножались, в ходе строительных работ пришлось изрядно проредить. Но поверьте мне на слово: разного гнуса на Севере в это время года столько, что никакой «Москитол» их, злодеев, не берёт, не то что перекопанная канава: отмахиваешься от них, а оводы и мошки ловко маневрируют и, кажется, «смеются» на твои слабые уловки остаться не покусанным кто дискантом, а кто и басом.
ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ
В ходе международного фестиваля «КенАрт» в Кенозерском национальном парке были построены две масштабные архитектурно-художественные экспозиции. Первая – это ландшафтный театр «Северный экватор», в создании которого приняли участие архитекторы, художники, скульпторы, плотники из России, Чехии, Германии, Бельгии, Эстонии, Голландии, Белоруссии и Украины. Перед авторами стояла непростая проблема: деликатно выявить особенности заповедного ландшафта и способствовать созданными арт-объектами его более точному и полному восприятию.
Среди проектов, наиболее точно соответствовавших поставленным задачам, – необычная скамья-ладья, воплотившая саму идею культурного моста, выполненная архангельскими скульпторами Людмилой и Константином Сельскими. Семейный проект «Водораздел» московского дизайнера Сергея Яралова и его дочери Марты: пограничный столб, а на нём – коромысло с вёдрами, в одном «вода» из Северного океана, в другом – из Атлантики. Символичная работа, потому что именно здесь, на территории Кенозерья, расположена знаменитая озовая гряда – водораздел между двумя океанами, – образовавшаяся 12 тысяч лет назад. Стоишь себе на узкой дороге, по правую руку – выход в Северный Ледовитый океан, а по левую – плещутся воды Атлантики. От одного до другого «океана» – метров сто пятьдесят по прямой будет. Здесь и поставили москвичи свой символичный «Водораздел».
Хороши оказались и гигант­ские, выточенные из дерева одуванчики, чьи тычинки заканчиваются вращающимися пропеллерами. Этими чудо-цветами «засеял» целое поле Станислав Бужинский. В «миру» он – заместитель мэра небольшого городка Вельска, что в Архангельской области, отвечает за решение серьёзных вопросов по проблемам ЖКХ, а в свободное от чиновничьего кресла время строит ледовые гостиницы, участвует в фестивалях песчаных скульптур, деревянные «одуванчики», как в нашем случае, «высаживает». Вот такой необычный чиновник.
Остались национальному парку на память о художниках из разных городов и стран смотровые вышки, выполненные в технике традиционного сруба, оригинальные мостки в форме облака, деревянные скульптуры.
ЖИТЬ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ
Вторая экспозиция, появившаяся в июльские дни в Кенозерье, возможно, даже более ценна для этого места – архитектурный парк «Кенозерские бирюльки». Это уменьшенные (один к двум) копии памятников северной архитектуры, построенные по всем правилам плотницкого мастерства: усадьба из деревни Карпово, включающая дом, баню, амбар, колодец; курная изба из деревни Майлахта; главная достопримечательность Кенозерского края – часовня святого Николая Чудотворца из деревни Вершинино. По словам директора парка Елены Шатков­ской, «постепенно архитектурный парк будет пополняться новыми экспонатами и в конце концов представит цельную картину развития традиционной культовой и гражданской архитектуры Кенозерья».
Самое главное, что выполнена эта кропотливая работа руками местных мастеров. Вот и мудрый ответ на вопрос, как «удержать» людей в глухих деревушках; как, бережно сохраняя традиции и национальные особенности, шаг за шагом делать из расположенного на краю света национального парка развивающуюся, перспективную экономическую зону; как привлечь внимание к проблемам сохранения и приумножения культуры Севера не только профессионалов-художников, но и финансистов Европейского союза. (К слову, общая стоимость проекта «Кен­Арт – европейский культурный мост» составила более 6,5 миллиона рублей.)
Кенозерский нацпарк уникален, на его балансе находятся не только около сотни памятников архитектуры – церкви, деревянные часовни, водяные мельницы, поклонные кресты, которые постоянно реставрируются, но и художественные музейные фонды, где главное сокровище – «кенозерские «небеса». Так называют перекрытия молельных залов в часовнях, расписанные библейскими сюжетами. В коллекции парка – шестнадцать небес, это самая большая коллекция в России. Кстати, по поводу участия парка в различных программах: проект по изучению кенозерских «небес» стал победителем на Международном конкурсе музеев в номинации «Первая публикация музейного раритета» в 2008 году, в прошлом году «небеса» с большим успехом экспонировались в Москве. Для проведения реставрационных работ, создания документального фильма и издания подарочного альбома о кенозерских «небесах» были задействованы и собственные средства парка, и серьёзные финансовые возможности целевой федеральной программы «Культура России», и «кошелёк» благотворительного Фонда Потанина. После реставрации и столичных гастролей «небеса» возвращаются в свои родные часовенки, и, как сотню лет назад, местные бабульки, приходя помолиться, привычно поднимают глаза к небу, а там – «небеса».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Однажды известный русский прозаик Юрий Казаков написал: «Нет! Не ездите на русский Север, не губите себя! Всю жизнь тогда не будет он давать покоя, всю жизнь будет то слабо, то звонко манить к себе, всю жизнь будет видеться вам...» Как я его теперь, проведя три лета подряд на Севере, понимаю. Кенозерье – удивительный, сказочный край, населённый красивыми и добрыми людьми. Они живут в гармонии с природой и в ладу с собой. Здесь хранят старину и открыты современному искусству. Здесь есть о чём подумать и чему удивляться. Говорят, что каждый, кому откроется Кенозерье, полюбит его навсегда. Мы – полюбили, тем более что там осталась частичка нашей души.
Северный край
Поделиться
Комментировать