ОГОРЧИЛИ ЛИШЬ СМОТРИТЕЛЬНИЦЫ ГАРЕМА

В рамках проекта «Из дальних странствий» в Ярославском музее-заповеднике открылась фотовыставка «Непривычный Крым: перекрестки времени и пространства». Зимой и весной 2011 года группа из Ярославля, возглавляемая кинорежиссером, тележурналистом и писателем Юрием Масловым, снимала цикл из пяти научно-популярных фильмов о музеях-заповедниках Крыма.
На фото помимо редких природных объектов малоизвестные уголки исторических памятников и музейные ценности, обычно недоступные для рядовых туристов. Такие, как, например, золотые подвески и ожерелья скифов.
- Снимки, а их сделано более трех тысяч, дались нелегко. Полгода пришлось провести в экстремальных условиях. Только за первые две недели сменили пять гостиниц. Но дело даже не в этом. Это не тот пляжный, туристический, открыточный Крым, который мы все привыкли видеть. Холод, сырость, пронизывающий ветер. Когда я в симферопольском аэропорту увидела крымчанок в шубах, подумала: смешные какие! Потом взяла свои слова назад, - делится впечатлениями одна из членов группы Анастасия Маслова.
Снимали в редкие солнечные промежутки. Работу осложнял и туман. На фото - Черное море в декабре. Из-за зимних штормов древние эллины прозвали его «Понт Аксинский» («Негостеприимный»). Буквально на глазах создавался и историко-археологический заповедник Неаполь-Скифский, который объявили таковым в 2011 году. Само Городище полторы тысячи лет находилось в законсервированном состоянии, если не считать раскопок, которые проводились в XIX - XX веках, после чего все опять засыпалось.
- Такое ощущение, что проваливаешься во времени. Представляете: кусок горной степи, по которому гуляют овцы с местными аксакалами, бродячие собаки, остатки сооружений (Неаполь-Скифский был царской крепостью). А возвышенности, которые можно принять за холмы, на самом деле рукотворны. Это зольники. Из Городища мы буквально выползали, ориентируясь на фонарь. Сумерек в это время почти нет. А свет выключали. Засняли и живописное ущелье Ашлама-Дере на окраине Бахчисарая. Это самый настоящий киноканьон.
В XX веке этот уголок Востока стал Диким Западом. Здесь снимали все советские Вестерны. Восхитила красота воспетого Пушкиным Бахчисарайского Ханского дворца. Огорчили смотрительницы «Гарема» (так называется экспозиция, рассказывающая о том, как жили ханские жены). Гостеприимством они не отличались, - рассказывает Юрий.
Чтобы запечатлеть южный фасад Воронцовского дворца в Алупке, пришлось прийти на рассвете. Туристы просто не позволяли сделать «чистенький» кадр. Изысканный итальянский дворик Ливадийского дворца снимали с директорского балкона, куда посторонним вход строго воспрещен. Тут же путешественниками было сделано и маленькое открытие. Пролет лестницы, по которой императрица возвращалась с прогулки, точно указывал на покои рабочего кабинета Николая II! В объектив попали и растения - крымская сакура, нарцисс стрючконосный, прозванный иудиным деревом, завезенный в Крым по прихоти Потемкина. Цветок за нежно-белую окраску прозван птицемлечником.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать