Опера «Дон Жуан» – весёлая драма

Великое творение Моцарта на экране кинотеатра «Родина»
Программа «Великие оперы на экране» продолжает знакомить зрителей с музыкальными театрами мира, и после захватывающей постановки оперы «Риголетто» Сиднейским театром 20 декабря зрители смогут побывать в Королевской опере.
«Дон Жуаном» Моцарта – одной из высочайших вершин мирового музыкального театра – восхищались Гёте и Бетховен, Вагнер и Чайковский, Стравинский и Гофман.
Свою оперу Моцарт назвал «dramma giocoso» («весёлая драма»), подчеркнув наличие драматического и комедийного начал и создав философ­ское произведение, равное по своему масштабу и глубине творениям Гёте и Шекспира.
Театры по-разному трактуют оперу «Дон Жуан»: одни акцентируют внимание на комических чертах, другие – на трагических, тем самым приближая фигуру главного героя к Гамлету и Фаусту, вызывая его столкновение со сверхъестест­венными силами.
Музыку Моцарта и тексты главного его либреттиста Лоренцо да Понте, основанные на старинной испанской легенде о Дон Жуане, претворила в жизнь режиссёр Франческа Замбелло на сцене Королев­ского оперного театра. В роскошной и ярко оформленной постановке она обращается к разным сторонам оперы, как к трагическим, так и к комическим, и предлагает эффектный конец с языками адского пламени, поглощающего Дон Жуана. Признанная одним из успешных американских оперных режиссёров современности, Франческа Замбелло имеет множество наград в этой области. Ярославские зрители имели возможность оценить её выдающуюся работу в постановке оперы Чайковского «Черевички», которую они смотрели в кинотеатре «Родина».
«Дон Жуан» за всю историю своего существования пережил множество постановок, но всегда критерием его оценки является музыкальное качество исполнения. В Королевской опере на одной сцене встречаются практически все звёздные голоса современности. Достаточно просто перечислить основных исполнителей, начиная с харизматичного бас-баритона Саймона Кинлисайда. Партия героя-обольстителя – одна из лучших работ английского певца и актёра, любимца публики. Его жалуют на всех первых сценах мира. Обаятелен, обладает изумительной вокальной пластикой, отличной дикцией, обострённым чувствованием образа, тонким вкусом – настоящий лидер оперы XXI века.
Одна из самых трагических фигур оперы – донна Анна, её исполнила солистка Лондонского театра «Ковент-Гарден», наша соотечественница, которая начинала свою карьеру в Московском театре «Новая опера», лауреат всероссийских и международных конкурсов Марина Поплав­ская.
В этой постановке «Дон Жуана» состоялся дебют в роли донны Эльвиры американ­ской певицы Джойс Ди Донато – лучшего колоратурного меццо-сопрано наших дней. Имя певицы практически незнакомо в России, хотя она с успехом выступает на самых престижных сценах мира по обе стороны Атлантики.
И, наконец, в партии Церлины – шведское сопрано Миа Перссон, дебют которой на сцене «Ковент-Гарден» состоялся в 2005 году, с тех пор певица широко востребована в разных оперных театрах, имея большой сопрановый репертуар.
В партии Дона Оттавио – популярный мексиканский тенор Рамон Варгас, солист Венской оперы, театра «Ла Скала», лауреат международных конкурсов.
Несмотря на то, что совсем недавно мы имели возможность видеть оперу «Дон Жуан» в прямой трансляции по телевидению, предлагаемая постановка Королевской оперы совсем другая, с другими исполнителями. И мне кажется, искушённая публика, по-настоящему любящая оперное искусство, предпочтёт телевизионному экрану новые возможности цифрового показа спектаклей, специально созданных для кинотеатров.
Северный край
Поделиться
Комментировать