Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова — явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре.
Творческая деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, музыкальный критик, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Автор 15 опер, 3 симфоний, симфонической, инструментальной, вокальной и духовной музыки.
Педагог Н.Римский-Корсаков подготовил плеяду блестящих учеников, среди них — композиторы А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др.
Жизнь его была как будто очень счастлива: прекрасная семья, отличное воспитание, увлекательное кругосветное путешествие, блестящий успех первых сочинений, необычайно удачно сложившаяся личная жизнь, возможность целиком посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее уважение и радость видеть рост вокруг себя талантливых учеников. И всё же, долго он сталкивался с непониманием.
Возможно, время искусства Римского-Корсакова еще впереди, и настанет эпоха, когда сочинения художника, создавшего образ мира, устроенного по законам разумности, гармонии и красоты, обретёт свой, «русский Байройт» , о котором мечтали современники Римского-Корсакова накануне 1917 года.
Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера «Царская невеста». Пройдя через период композиторских исканий, он поставил себе задачей создать оперу, близкую классическому типу, но впитавшую в себя элементы современного оперного стиля.
Премьера оперы состоялась в 1899 года в Русской частной опере С. И. Мамонтова в Москве. Она была исполнена лучшими силами труппы, под управлением М. М. Ипполитова-Иванова, в декорациях М. А. Врубеля и имела огромный успех.
«Овации… начались после I акта, когда Николай Андреевич вышел на сцену, вызванный всем театром единодушно»,— сообщила на следующий день газета «Курьер».
Через два года опера была принята в репертуар Петербургской императорской труппы; в Мариинском театре премьера прошла 30 октября 1901.
Вскоре после премьеры композитор писал сыну Андрею Николаевичу о «Царской невесте»:
«В общем, своей оперой я ужасно доволен: в ней все вышло, все звучит — и голоса, и оркестр; и по сцене все выходит, ни одной длинноты, а интерес возрастает с каждым действием. Думаю, что это наиболее виртуозная и уравновешенная из моих опер, а по эклектизму своих форм и средств она представляет наиболее желательный тип современной оперы. Я убежден, что ее когда-нибудь еще оценят с этой именно стороны».
Только через 17 лет после своего появления, 2 февраля 1916 года, в бенефис хора, «Царская невеста» была поставлена в Большом театре. В первом же спектакле на сцену вышли по оценке критиков «великая Марфа — Антонина Нежданова и великая Любаша» — Надежда Обухова, тогда еще только начинающая солистка Большого.
В собиновской музейной коллекции имеется ряд фотографий, на которых запечатлены сцены их оперы «Царская невеста» а также оперные артисты – исполнители в этой опере.
Из воспоминаний А. Неждановой: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью. Я глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца. Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что‑нибудь новое».
Опера Н. Римского-Корсакова послужила основой для создания исторического фильма, снятого в 1864 году на Рижской киностудии. Зрители, пришедшие на оперный вечер, посвященный юбилею композитора, смогут его увидеть.
Ждём всех любителей оперы в зале «Классика» в 17.00. Вход свободный.
источник