Путь музыканта

В рамках традиционных уже Алмазовских чтений, проходивших в Ярославле в декабре прошлого года, состоялась презентация книги «Путь музыканта. Поиски и открытия». Ее автор – Анатолий Елфимов, преподаватель музыкального училища имени Собинова, музыкант-виртуоз, заслуженный работник культуры России, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.
Уроки пения
В этом издании Анатолий Елфимов рассказывает о своих предках, семье, детстве, о секретах виртуозной игры на балалайке, о своем богатом педагогическом опыте.
Анатолий Иванович родился и вырос в городе Сольвычегодске Архангельской области, известном своими минеральными водами и источниками. Городок небольшой, но с богатым историческим прошлым. Когда­то это была столица империи знаменитой династии Строгановых. Кстати, редактором книги Елфимова выступила член этой знаменитой семьи Элеонора Строганова.
В конце XIX – начале XX века Сольвычегодск был местом политической ссылки. Там отбывал срок будущий отец народов Иосиф Сталин. Дом, где он проживал, находился напротив дома Елфимовых. В 30­х годах Сольвычегодск превратился в гулаговский пересыльный пункт, и город наводнили толпы грязных, завшивевших, изнуренных и голодных людей.
Анатолий рос в семье, где все – родители, братья, сестра – любили петь. Они жить не могли без музыки! А у дедушки с бабушкой было 11 детей, и все они тоже были большими любителями пения, к тому же играли на скрипке, мандолине, балалайке, гитаре, ударных инструментах. Этот домашний ансамбль веселил всю округу.
В школе Толя Елфимов обожал уроки пения. Их вела Валентина Николаевна Чупракова. Она обладала чудесным голосом, и мальчик с удовольствием слушал, как она поет. Впоследствии Валентина Николаевна стала его тещей. Анатолий женился на ее дочери Наталье.
Из рук в руки
Увлечение музыкой в Сольвычегодске в 50­х годах прошлого века было очень сильным. И хотя в городе отсутствовала музыкальная школа, молодежь умудрялась учиться играть на инструментах, в основном на гитаре, по так называемой системе из рук в руки. «Учитель» исполнял мелодию, а «ученик» следил и запоминал последовательность движения пальцев.
А вот Толя Елфимов влюбился в балалайку. Ее мягкие бархатные звуки буквально очаровывали паренька. Ему хотелось иметь этот инструмент.
– Хорошо помню, как я нес балалайку, предмет своей мечты, из магазина домой, – вспоминает Анатолий Иванович. – Нес очень аккуратно, как будто хрустальную вазу, боясь уронить или поцарапать.
Его первым учителем игры на балалайке стал талантливый музыкант­самородок Василий Иванович Самаркин. Он тоже обучал по системе «из рук в руки». Правда, Анатолий пытался самостоятельно освоить нотную грамоту, но, увы, не получилось. И вот, не зная нот, он поехал в Архангельск поступать в музыкальное училище. На вступительных экзаменах Анатолий так сыграл на слух вальс «Грезы» и «Светит месяц» в своей обработке, что его сразу же приняли. И это при условии, что конкурс в ту пору был 10 человек на место!
Первые шаги
А через год Анатолий уже солировал с училищным оркестром русских народных инструментов. Более того, ему доверили заниматься подготовкой группы балалаечников. Для Анатолия это были первые педагогические шаги. Однажды оркестр выступал с хоровой капеллой в филармонии. Этот концерт транслировали по радио и телевидению. Потом в училище пришло благодарственное письмо за подписью самого Дмитрия Шостаковича.
Будучи студентом четвертого курса, Анатолий уже работал преподавателем на народном отделении в культпросветучилище, где он продолжал набираться педагогического опыта. Именно ему, единственному с курса, педагоги музыкального училища рекомендовали поступать в Ленинградскую консерваторию. Сдав экзамены на «отлично», он в день своего рождения, 16 июля 1966 года, был зачислен на первый курс Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского­Корсакова.
– От счастья у меня кружилась голова, – вспоминает Анатолий Иванович. – Это был самый лучший в моей жизни подарок к дню рождения.
Северная столица дала возможность пареньку из поморской глубинки учиться у выдающихся педагогов, продолжателей русской исполнительской школы и получить академическое образование.
Толя! Береги балалайку
После окончания консерватории Анатолий Елфимов приехал в Ярославль. Здесь, в музыкальном училище имени Собинова, он стал реализовывать и совершенствовать музыкальный и педагогический опыт, претворять в жизнь идеи собственной, не похожей на другие, «елфимовской» методики преподавания игры на балалайке. Одна из главных ее составляющих – душевное единение и взаимопонимание учителя и ученика.
Наш город приобрел не только талантливого педагога, но и музыканта­виртуоза. В 70­х годах прошлого века Анатолию Елфимову довелось в составе различных творческих групп побывать с концертами во многих странах мира. И всюду иностранцы восторженно встречали ярославского балалаечника. «Гранд­маэстро!» – кричали темпераментные итальянцы. А когда он играл в Канаде, в Русском доме, наши соотечественники первой волны эмиграции плакали, слушая родные звуки национального инструмента. Советских музыкантов даже чествовали в тронном зале королевы Великобритании. На фуршете неподалеку от Елфимова стоял с неизменной трубкой тогдашний премьер­министр Гарольд Вильсон – один из выдающихся государственных деятелей ХХ столетия.
Анатолию Ивановичу доводилось выступать даже высоко над землей. Однажды он летел на самолете со знаменитым оперным певцом Евгением Нестеренко, который возвращался из Милана, где пел в театре Ла Скала. Они вспоминали то время, когда Нестеренко выступал с оркестром Ленинградской консерватории, а Елфимов, тогда еще студент, играл в этом оркестре. И вот, к изумлению и радости пассажиров, Нестеренко вдруг запел, а Елфимов стал аккомпанировать ему на балалайке. Классный получился концерт!
А с другим знаменитым басом, Борисом Штоколовым, Анатолий Иванович выступал на Сицилии и на Мальте. Как дорогую реликвию хранит он концертную афишу, на которой Штоколов написал: «Толя! Береги балалайку, этот прекрасный русский инструмент. Балалайка – душа народа».
Душа русского человека
Но все­таки главным делом Анатолия Елфимова было и есть профессиональное обучение молодежи. Он воспитал целую плеяду ярких музыкантов – лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Так, его ученик, выпускник Гнесинской академии Владимир Кондратьев, создал свой ансамбль в Израиле, а Андрей Борисов, окончивший Санкт­Петербургскую консерваторию, организовал музыкальную школу в Германии. Одному из учеников Елфимова, победителю малых Дельфийских игр, обладателю гранта «Молодые дарования России», ныне студенту Санкт­Петербургской консерватории Юрию Королькову, довелось играть «Русскую» из балета «Петрушка» Игоря Стравинского перед Мстиславом Ростроповичем. Знаменитый маэстро высоко оценил его исполнительское мастерство и правильность трактовки.
И сегодня на различных конкурсах ученики Анатолия Елфимова успешно выступают, завоевывая призовые места. Сейчас юные балалаечники готовятся к межрегиональному конкурсу, который будет проходить в Нижнем Новгороде, и к международному, местом проведения которого станет Санкт-­Петербург.
Анатолий Елфимов проводит мастер­классы и в других российских городах. А в нашем городе у него берут уроки игры на балалайке иностранные студенты, обучающиеся в ярославских вузах. Очень полюбился русский народный инструмент японке Мидори Аоки. У нас она изучала русский язык, а в свободное время занималась у Анатолия Ивановича.
– Мне не раз приходилось слышать от моих иностранных учеников слова благодарности за то, что именно в России и именно в Ярославле им удалось лучше и ближе узнать русского человека благодаря игре на балалайке, – говорит Анатолий Иванович. – Да, ни один инструмент не может рассказать о душе русского человека с его внутренней красотой, великой творческой фантазией и редкой добротой лучше, чем балалайка. Я счастлив, что посвятил свою жизнь этому прекрасному, поистине волшебному инструменту с его безграничными возможностями, неподражаемым тембром, которым восхищается весь мир.
Городские новости
Поделиться
Комментировать