Рецензия: «Декамерон», гармония Ренессанса

В своем новом фильме Паоло и Витторио Тавиани обращаются к одному из самых известных произведений итальянского Ренессанса.
Это далеко не первая картина, основанная на «Декамероне» Джованни Боккаччо, однако братьям Тавиани, кажется, удалось точнее других уловить настроение первоисточника, передать атмосферу «пира во время чумы».

Итак, трое юношей и семь девушек, встретившись в церкви, решают покинуть Флоренцию, в которой свирепствует чума. Отдалившись от города и поселившись на природе, они надеются оградить себя не только от болезни, но и от мрачных мыслей, с нею связанных. Чтобы скоротать время, они решают каждый день рассказывать друг другу истории.

Любой режиссер, решившийся экранизировать «Декамерон», неизбежно сталкивается с проблемой выбора. Произведение Боккаччо включает в себя сто новелл, которые едва ли возможно уместить в один фильм. Пьер Паоло Пазолини в своем «Декамероне» показал семь историй. Братья Тавиани ограничились пятью, причем четыре из них посвящены любви. Новела о том, как двое художников издеваются над своим глуповатым собратом выглядит в этом ряду чужеродным объектом, и причины ее включения в фильм неочевидны.

С безупречным вкусом братья Тавиани создали гармоничное произведение, достойное эпохи Ренессанса. Фильм балансирует на грани реалистичности и театральности. Сама природа и люди в простых и изящных одеяниях на ее фоне настолько живописны, что кажутся условными – написанными на холсте или изваянными из мрамора.

Авторам фильма великолепно удалось передать дух романа Боккаччо. Здесь переплетаются бесстыдство и добродетель, трагические и комические элементы. И все же фильм братьев Тавиани гораздо мрачнее произведения, легшего в его основу. В свежем воздухе, наполняющем картину, разлита тревога. Призрак чумы мучит героев даже на лоне природы. И если вначале это кажется лишь временным явлением, которое должно вскоре рассеяться, то напряженный финал не дает усомниться в том, что никому из героев не удалось избавиться от страхов, погнавших их прочь из Флоренции.

Нагнетанию мрачной атмосферы способствует и последняя рассказанная история: новела о соколе – пожалуй, одна из самых душещипательных и трагичных в «Декамероне», а благодаря талантливой работе с пернатым актером в фильме она производит гораздо более сильное впечатление, чем в первоисточнике.
 

Смотреть в Ярославле: киноклуб «Нефть».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кино недели».


Автор Мария Демидова
Поделиться
Комментировать