Ростовский кремль – жемчужина России

В этом году Ростову Великому исполняется 1150 лет. Присоединяясь к поздравлениям в адрес юбиляра, мы продолжаем серию публикаций по истории этого удивительного края. Сегодня вместе с читателями «Родного города» мы познакомимся с самой знаменитой достопримечательностью древнего города – уникальным Ростовским кремлем.
В Ростовском кремле 11 крепостных башен.
Несостоявшийся патриарх
Ростовский кремль по праву величают жемчужиной Золотого  кольца России. Устремленные к небу купола, величавые стены и башни, отражаясь в гладких озерных водах, сливаются в единый, потрясающий по красоте ансамбль, невольно напоминающий волшебный град Китеж. Немногим князьям и церковным иерархам удавалось найти средства, чтоб осуществить столь масштабный архитектурный замысел, однако ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу это оказалось по силам.
Судьба этого человека, пожалуй, достойна пера романиста. Родившись в семье священника, служившего на глухом погосте в окрестностях озера Неро, юноша с ранних лет мечтал посвятить себя Богу. Иноческий постриг Иона принял в одном из монастырей Углича, но вскоре вернулся на родину, став настоятелем Белогостицкого, а затем Авраамиевого монастыря в Ростове.
В августе 1652 года 45-летний Иона Сысоевич, был поставлен патриархом Никоном в ростовские митрополиты. Будучи страстным борцом против раскола, Иона стал одним из ближайших сподвижников Никона. Однако грозный патриарх, дерзнувший оспаривать власть царя, вскоре оказался в опале. Когда Никон демонстративно покинул столицу, Алексей Михайлович не стал возвращать гордеца, назначив ему замену. Местоблюстителем Патриаршего престола стал наш герой – ростовский митрополит Иона! В 1664 году он несколько месяцев выполнял обязанности патриарха, и многие уже не сомневались, что именно Иона будет следующим главой Русской церкви.
Честолюбивым мечтам не суждено было сбыться. В ночь на 18 декабря Никон внезапно явился в Успенский собор на службу. Растерявшись, Иона подошел под благословение опального патриарха и уступил ему свое место. Эта политическая ошибка оказалась для митрополита роковой: разгневавшийся царь выслал Иону обратно в Ростов, где он еще четверть века, до глубокой старости, возглавлял архиерейскую кафедру.
Соборная площадь и Успенский собор.
Стены древнего кремля
В родной ростовской земле несостоявшийся патриарх направил свои амбиции в иное русло, развернув активное строительство церквей по всей епархии. Обладая тонким вкусом и незаурядными организаторскими способностями, Иона Сысоевич подарил нам немало архитектурных шедевров. Его стараниями в Ярославле были выстроены Митрополичьи палаты и ансамбль Толгского монастыря, а в Ростове появилась роскошная архиерейская резиденция – настоящий кремль, поныне восхищающий своим размахом.
Строительство грандиозного комплекса в сердце Ростова заняло три десятилетия – 1660 – 1690-е годы.
Архиерейская резиденция призвана была всем обликом подчеркнуть величие Ростовской епархии. Крепостные стены c 11 башнями, защищавшие покой митрополита и церковные богатства, возводились по всем правилам военного искусства! Главный вход в кремль в старину располагался против Успенского собора, поэтому северный фасад со Святыми воротами и Воскресенской церковью оформлен особенно эффектно. Изумительны и западные, «Московские ворота», через которые в кремль въезжали русские цари. Не случайно церковь Иоанна Богослова, возвышающаяся над въездной аркой, стала самым ярким шедевром в ансамбле кремля, демонстрируя высоким гостям непревзойденное мастерство местных зодчих.
Территория Архиерейского двора кажется «государством в государстве», вмещая административные постройки, обширные кладовые и вместительные погреба. Здесь находились покои владыки епархии, а в Красной палате останавливались знатные гости. Но, конечно, наибольшее восхищение вызывают нарядные храмы кремля. Стройная церковь Григория Богослова, что в Митрополичьем саду, очаровывает простотой, а церковь Одигитрии, возведенная уже после Ионы, напротив, удивляет пестрым великолепием нарышкинского барокко. А вот единственный в Ростовском кремле золотой купол – свидетель важных решений. Под ним находится сокрытая от посторонних глаз домовая митрополичья церковь – «Спас на Сенях», где владыка ежедневно проводил часы в молитвах и раздумьях.
Успенский собор
К северу от Архиерейского двора во времена Ионы Сысоевича шумела главная площадь города – Соборная. Именно здесь располагался величественный Успенский собор – сердце Ростова Великого. По преданию, первая дубовая церковь во имя Успения Пречистой Богородицы возникла на вечевой площади Ростова еще в 991 году. Это был первый христианский храм Северо-Восточной Руси. В 1162 году на смену ей был выстроен белокаменный Успенский собор, но еще не раз ему пришлось гореть и возрождаться из пепла. Нынешнее здание Успенского собора – пятое на его веку – было возведено при Василии III, в начале XVI столетия. Удивительно, что в современном Успенском соборе сохранилась часть храма XII века – «пещерный» Леонтьевский придел, расположенный ниже уровня алтаря.
Вплоть до конца XVIII века Успенский собор был главным храмом епархии и служил усыпальницей ростовских князей и архиереев. В XVIII веке Соборная площадь была обнесена оградой, а в XIX столетии рядом протянулись торговые лавки. И все же Успенский собор до сих пор остается главной доминантой в облике Ростова. Сегодня этот храм находится в состоянии реставрации, но вот уже 20 лет, как возвращен Русской православной церкви.
Колокола величали по имени…
Во многих российских семьях до сих пор можно встретить уникальную для советского периода грампластинку «Ростовские звоны». Однако лишь услышав эти звоны «вживую», можно по настоящему ощутить величие древнего Ростова.
Звонница Успенского собора – один из символов города.
Самый большой колокол здесь весит 2 тысячи пудов (32 тонны) и носит имя «Сысой» – в честь отца митрополита Ионы.
Всего колоколов 15, и каждый носит особое имя: Полиелейный, Лебедь, Красный, Ясак… Колокола с «обидными» прозвищами Козел и Баран звучанием напоминают голоса животных, а колокол Голодарь звонил в Великий пост. «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки», – писал митрополит Иона. Красоте звона помогали и мастерство литейщиков, и близость озера, усиливавшая акустику, и особая конструкция звонницы, имевшей внутри пустоты – резонаторы.
Голоса ростовских колоколов слышны на два десятка верст, и уже три столетия плывет над озером Неро их дивная песня во славу Ростова.
А царь-то ненастоящий!
В 1788 году центр епархии был перенесен из Ростова в Ярославль, а опустевший кремль постепенно начал приходить в запустение. Лишь во второй половине XIX века благодаря пожертвованиям ростовцев древние памятники были отреставрированы, а кремль был превращен в музей. Новое испытание обрушилось на древние стены в 1953 году, когда над Ростовом промчался небывалый смерч, снесший купола храмов и кровли. Разрушения стали импульсом для новых масштабных реставрационных работ, возродивших былое сияние «жемчужины Золотого кольца».
А вот 40 лет назад – в августе 1972 года – Ростовскому кремлю пришлось выдержать натиск опричников Ивана Грозного. Именно здесь, в окружении древних ростовских стен, целую неделю шли съемки бессмертной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Вот как вспоминал об этом сам режиссер: «Снимали мы сцену… А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг». Говорят, что среди туристов в тот день оказались русские эмигранты и кто-то, услышав вопль: «Живьем брать демонов!», встревожился не на шутку: неужели опять революция?!
Что же касается самих ростовцев, то они не растерялись. По окончании съемок работники музея попросили у Гайдая два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Оказывается, уже в те годы в советской туриндустрии не дремала творческая жилка. Иностранные группы здесь встречали по народным обычаям хлебом-солью, вот только эффектных костюмов, увы, не хватало. Леонид Гайдай, вспоминая о ростовских приключениях, с удовольствием констатировал: «Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом».
Родной город
Поделиться
Комментировать