Сокровища Татьяны Рязанцевой

Деньги доставляют мне эстетическое удовольствие

Хранитель фонда нумизматики Ярославского музея-заповедника — о древних тайниках, кладоискателях и бескорыстной любви к старинным монетам


Татьяна Рязанцева — человек удивительный: почти 30 лет она изучает редкие монеты, найденные в тайниках по всей Ярославской области. На сегодняшний день в фонде Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, хранителем которого она является, собрано порядка 81 тысячи монет и бумажных денег, из них 60 тысяч найдено в кладах. Фонд составляет треть музейной коллекции и является самым большим из городов Верхневолжья. Мы попросили Татьяну Владимировну рассказать, где можно найти клад и каково это — держать в руках большие деньги, а получть крошечную музейную зарплату.
— Татьяна Владимировна, когда у вас появился интерес к нумизматике?
— Моя семья никак не связана с историей, а я еще в школе очень любила этот предмет. И во многом — благодаря своему педагогу Тамаре Павловне Баталовой, которая вела факультативы и часто организовывала экскурсии по интереснейшим местам Ярославской области. В 1973 году я поступила в университет им. Демидова на исторический факультет. Заинтересовалась археологией, участвовала в раскопках. А потом появился человек, который вдохновил меня на работу нумизмата, — мой наставник Алла Сергеевна Мельникова.
Когда я пришла работать в музей, меня определили в сектор нумизматики и предложили изучить клад Бориса Годунова XVII века. Я позвонила Алле Сергеевне, и она согласилась научить меня, как отличать монеты, находить сведения, сортировать, вести учет.
— Какие были самые уникальные клады, которые вам удалось изучить?
— В 1988 году мне позвонили из милиции и сказали, что в селе Великом Гаврилов-Ямского района нашли золотой клад. Представляете, 322 золотые пятирублевые монеты 900-й пробы — всего 1 кг 300 граммов! Монеты старинные, XVII века. История такая. Строители ремонтировали здание под детский сад, и надо было снять крыльцо. А в земле обнаружили тайник. Сначала 2–3 монеты нашли, потом вся бригада сбежалась, всю землю перетрясли и откопали 322. Строители обратились в сельсовет, оформили все документы и отдали золото. Так клад попал в наши руки. Стали изучать. Оказалось, что рядом с этим зданием находилась усадьба известных промышленников Бутиковых. Видимо, во время революции 1905 года, прежде чем покинуть родные края, они решили спрятать сбережения, надеясь когда-нибудь вернуться обратно.
— А в самом Ярославле где тайники обнаруживали?
— В кладоносном Мукомольном переулке. В доме купца Кузнецова их было спрятано аж два. В 1989 году в самом доме был найден вещевой клад: кофейный сервиз и два сосуда для вина с гравировкой: «К 25-летнему юбилею на серебряную свадьбу Николаю Васильевичу Кузнецову и его жене». В другой комнате строители нашли 395 монет разных эпох — итальянские, французские, из Нидерландов, много русских серебряных монет начиная с петровских времен. Видимо, сын Николая Васильевича был нумизматом.
— В последние годы было много «золотых» находок?
— К сожалению, с 90-х годов кладов к нам больше не поступало. В советское время люди побаивались оставлять их у себя, хранить и уж тем более продавать. Законы были строгие на этот счет. А сейчас, если земля находится в собственности, то и клад принадлежит тебе. В эпоху металлоискателей ярославцы сами выкапывают клады и несут в антикварные магазины. Я считаю, что это неправильно. Необходимо изучать монеты с исторической и краеведческой точки зрения. Иногда человек даже не знает точной стоимости этих вещей. Например, в нашем фонде имеются первые бумажные российские деньги 1769 года, которые появились при Екатерине II. В то время на 25 рублей можно было купить лошадь, сейчас эти 25 рублей стоят 200 тысяч. А есть редкая золотая монета 1777 года, с изображением той же Екатерины, которая стоит 20 тысяч долларов, поскольку такие монеты выпускались небольшим тиражом.
— В вашей семье кто-то так же увлекается стариной?
— Мой муж — историк. Мы вместе учились в институте. У нас двое детей — Юля и Саша. Оба они, можно сказать, выросли в музее, но историками быть не захотели. Юля — экономист, Саша — юрист.
— Скажите честно: обидно держать в руках дорогие монеты, а получать маленькую зарплату?
— Большинство людей любят считать деньги, а мне они доставляют эстетическое удовольствие. Вот смотрю на рубль позапрошлого века и думаю: вот ведь его тоже кто-то 200 лет назад держал в руках. Ими занимались художники, резчики, обменивали между собой тысячи людей. Очень интересен исследовательский процесс. Мне часто говорят: «Сама сидишь на сокровищах, а получаешь копейки». А я отвечаю: не все в жизни определяется деньгами.
Аргументы и факты
Поделиться
Комментировать