Сведения о "Банкроте"

Режиссер Игорь Масленников завершает трилогию об истории русского капитализма




Режиссер Игорь Масленников в одном из интервью "РГ" то ли в шутку, то ли всерьез признавался, что обратиться к "экономическим" комедиям Александра Островского его побудила наша газета: "Получая "РГ", я заинтересовался совершенно фантастическими страницами под названием "Сведения о банкротствах". Это что же происходит со страной, думал я, если каждую субботу публикуются тысячи извещений о банкротствах! Ответы я нашел у Островского".


Главная тема фильма - ложное банкротство, когда предприниматели объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от разных оплат, расчетов по векселям, распискам. Первоисточник - пьеса "Свои люди - сочтемся!"
"Банкрот" - это завершающая часть трилогии об истории русского капитализма, в основе которой пьесы А.Н. Островского. Первый фильм "Русские деньги", сценарий к которому написал сам режиссер по мотивам комедии "Волки и овцы", вышел в 2006 году. В феврале этого года состоится премьера второго фильма - "Взятки гладки", созданного по мотивам пьесы "Доходное место". Сценарий к нему, а также к третьей картине "Банкрот" написал Владимир Валуцкий.
Российская газета: Где будете снимать "Банкрота"?
Игорь Масленников: Если петербургскую комедию "Взятки гладки" про столичных чиновников-взяточников мы снимали в Петербурге, то "Банкрота", историю из жизни купеческого Замоскворечья, надо было снимать в Москве - на Болотной площади, в переулках Солянки и Полянки, на Балчуге, Воробьевых горах. Но это нереально - ни по денежным причинам, ни по каким другим. В современном мегаполисе теперь живого места не найдешь. Нет старых улочек, все застроено, завешано рекламой. Поэтому мы искали что-то подходящее в провинции. Я давно заприметил местечко в Вологде, еще когда бывал там на фестивале "Сияние Севера". Удивительно сохранившийся русский город, когда-то богатый, купеческий. Там множество старинных деревянных домов, всюду - маковки церквей (что, кстати, типично для Замоскворечья - большое количество храмов). Мы уже нашли нужные точки и натуру будем снимать там.
РГ: Кто сыграет в вашем новом фильме?
Масленников: Леонид Кулагин - купец Большов Самсон Силыч, его жена Аграфена Кондратьевна - Нина Усатова, их приказчик Подхалюзин - Юрий Гальцев. Дочку Большовых, Липочку, на которой женится Подхалюзин, будет играть молодая и способная актриса из Александринского театра Яна Лакоба. Сваха - Лия Ахеджакова, ключница Фоминишна - Зинаида Шарко. У Виктора Бычкова роль стряпчего Рисположенского. Работать с хорошими актерами легко, долго объяснять им не надо. Главное теперь - реализовать то, что задумал. Слаженный ансамбль - половина дела режиссера.
РГ: Вашу предыдущую картину "Взятки гладки" профинансировало правительство Москвы. А кто поддержал "Банкрота"?
Масленников: Снова государство - министерство культуры. Деньги, конечно, маленькие, но мы уже привыкли жить экономно, не шиковать. На Островского "лишних" денег никто не даст. Услышат его имя - и сразу кислые физиономии. На самом деле это гениальный драматург, написавший замечательные пьесы. Кстати, актеры идут "на Островского" безоговорочно, более того - не торгуясь по гонорарам. Артисты соскучились по хорошей драматургии. У Островского живые люди, характеры - то, что разучились создавать наши сценаристы. Они лепят сюжеты для сериалов, актеры произносят их тексты, а отношений, чувств нет, зрители не могут отличить, кто есть кто. Конечно, пьесы Островского театральны, устарели с точки зрения объема, там много повторов, что было необходимо в эстетике спектаклей того времени, поэтому нам пришлось многое сокращать. Это нелегко, ведь у Островского любой персонаж, даже второстепенный, так вплетен в события, в отношения, что без него не обойтись, все взаимосвязаны, конкретны, все живые люди.
РГ: Как вы считаете, почему публика любит ходить в театр на Островского, а в кино игнорирует его?
Масленников: Объяснение простое. Между театром и публикой нет посредников. Смотрите, в Москве в 18 театрах идут его пьесы и все залы заполнены! А между теле-, кинозрителями и картиной находятся продюсеры и прокатчики, которые формируют свою эстетику. Мы предлагали участвовать в съемках одной частной фирме. "Островский? Нет, мы деньги не вернем", - уверенно сказали они. Известный сценарист рассказывал мне, как телевизионное начальство, прочитав его сценарий, отказало ему: "У вас нет "треугольника" и адюльтера нет. Это нам не надо". Дешевый зрелищный телевизионный поток рассчитан в основном на интересы и вкусы рекламодателей, а не зрителей. Это богатые люди, их дети учатся в Америке и Англии, но мы знаем, откуда они вышли, почему у них бандитские вкусы. Они хотят смотреть бесконечные криминальные разборки - наши и заграничные, пальбу, ледовые шоу. И свои деньги дают на это, не на Островского же! Зритель, может быть, и хочет посмотреть что-то хорошее, классику, но ему предлагают совсем другое. А приличное кино заталкивают на два-три часа ночи, когда рекламщики либо разъезжаются по ночным клубам, казино, либо спят.
РГ: Вы всегда в работе, в поиске новых идей. Снимаете фильм и уже думаете о следующем, руководите питерской студией "Троицкий мост", ведете курс во ВГИКе, книгу написали ("Бейкер-стрит на Петроградской"), а недавно стали председателем попечительского совета новой киностудии RWS. А это-то вам зачем?
Масленников: Меня пригласил генеральный директор студии Юрий Сапронов, который когда-то, совсем молоденький, начинал в кино у меня администратором на площадке. RWS - молодая и амбициозная организация, не государственная, а частная, сейчас она занимается только сериалами, которые заказывают каналы. Замечательно оснащены павильоны RWS в Москве, построили гигантскую кинофабрику и в Петербурге, где директором филиала стал режиссер и продюсер Дмитрий Месхиев. Не хуже голливудских корпораций! Теперь надо снимать и большое кино. Я постарался собрать в попечительский совет, своеобразный худсовет, креативных людей - режиссера Марлена Хуциева, продюсера Андрея Сигле, критика Татьяну Москвину. Моя цель - создание своих прокатных сетей. Почему процветает американский кинематограф? Потому что он никому не отдал прокат. Мы же на печально знаменитом пятом съезде Союза кинематографистов перерезали связь между "корнями" (прокат) и "кроной" (производство, студии), проворонили кинотеатры. Они ушли от нас. Теперь прокат американизирован, вернуться в него невозможно, надо создавать свою сеть. Необходимо открыть кинотеатры с названием "Народный", где будет идти новое российское кино и старое советское. Причем не только в Москве, но и по стране, и за ее пределами, везде же есть русские диаспоры. Я помню времена, когда в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Хельсинки были кинотеатры, где "Совэкспортфильм" показывал советское кино. Когда-то в Советском Союзе весь народ смотрел кино и кинематограф приносил огромные доходы в казну. К слову, на недавней встрече с кинематографистами В.В. Путин, выслушав нас, согласился с тем, что надо заняться отечественным прокатом.
Российская газета
Поделиться
Комментировать