СВЕТСКИЕ ЛЬВИЦЫ ВЕКА-ВОЛКОДАВА

В музее-заповеднике Некрасова «Карабиха» открылась выставка с пронзительно печальным названием «Красота ненужная», посвященная женщинам Серебряного века. Все экспонаты любезно предоставлены петербургским музеем Анны Ахматовой.
Тридцать пять образов, тридцать пять судеб. Юность и расцвет этих женщин пришлись на десятые годы минувшего века, а потом каждой досталось сполна от «века-волкодава», даже если они уехали из России, даже если дожили, как говаривала Ахматова, до «вегетарианских времен», пережив войну, блокаду, смерть близких, лагеря и ссылки. Утонченные и талантливые, чувственные и беззащитные, роковые и непредсказуемые, они остались на старых фотографиях и рисунках, их летящий почерк запечатлен в пожелтевших письмах. Становясь музами великих поэтов, они саму жизнь превращали в произведение искусства. Вот декоративная композиция «Цветы в вазе», вышитая шелком, Ольги Глебовой- Судейкиной. «Коломбина 30-х годов» волей судеб попала в Париж, где и закончила свои дни в больнице для бедных. Зарабатывала изготовлением кукол. Однажды ей повезло, и она получила крупный заказ. Но что-то перевернулось в душе, и весь гонорар она потратила на птиц. Птицы, только бумажные, свисают с потолка. Образ гордой птицы очень любил Гумилев. Вот акварельный портрет его ученицы - «маленькой поэтессы с огромным бантом» Ирины Одоевцевой. «Когда, соломинка, ты спишь в огромной спальне...» - эти строки посвятил Саломее Андрониковой Осип Мандельштам. Дочь грузинского князя прожила почти столетие и умерла в эмиграции. Гимназическая подруга Ахматовой Валерия Срезневская пережила безумие и семь лет лагерей. Ольга Гильдебрандт-Арбенина, красавица Олечка, вынужденная в конце жизни писать унизительные прошения в Смольный, чтобы ей, петербурженке, разрешили прописку в родном городе. Марина Цветаева и Лиля Брик, Черубина де Габриак и Зинаида Райх, Анна Радлова и Вера Комиссаржевская - всех их объединило время. Это время остановилось на старых потертых афишах «Художественного общества интимного театра». «Такой судьбы не было ни у одного поколения», - заметила, говоря о своих ровесницах, Анна Ахматова. А может быть, не было и такого поколения... Кстати, Некрасова Анна Андреевна знала с детства и горячо любила. Получилось,что в день открытия выставки ее как бы встретили и радушно приняли у себя родственницы поэта. Их мастерски изобразили сотрудницы музея. В одной из дам в пышных платьях, сшитых по старинным лекалам, можно было признать жену младшего брата Николая Алексеевича Наталью Павловну. Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Поделиться
Комментировать