«Святые и святыни ярославской земли»

2012 г. объявлен годом Российской истории. В нем, среди множества юбилейных дат, выделены три основные: 1150-летие российской государственности, 400-летие рождения Великой России (изгнание интервентов из Москвы во время Смуты) и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Ко всем этим событиям Ярославская земля имеет непосредственное отношение.
1150 лет назад на Русь был призван Рюрик, и в связи с этим событием в летописи - «Повесть временных лет» впервые упоминается Ростов - старейший город Ярославской области, поэтому Ростов является одним из центров юбилейных торжеств по случаю 1150-летия Российской государственности.
История и искусство Ростова Великого давно введены в мировое культурное пространство. Одним из самых узнаваемых символов города является ростовская финифть. Наша виртуальная выставка посвящена изображениям святых и святыней ярославской земли в произведениях ростовской финифти XVIII-XIX вв.
Ростовская финифть в собрании Ярославского музея-заповедника представлена миниатюрами, хранящимися в различных фондах ткани, драг. металла, финифти. Коллекция небольшая, но в ней находятся памятники, которых нет в собраниях других музеев, без которых история ростовской финифти не может быть полной.
Ростовская финифть – это живопись по эмали эмалевыми красками. Эмаль – стекловидный сплав на металле. Термин «финифть» происходит от греческого «фингитис», что переводится как «сплав». В качестве основы для живописи используется пластинка из тонкого медного листа. На ее лицевую сторону наносится порошок белой эмали. Оборотная сторона покрывается защитным эмалевым слоем – «контрэмалью». Пластинка обжигается в муфельной печи при температуре 700-800 C. Обжиг повторяется несколько раз, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой и блестящей. Используемые для росписи краски представляют собой те же эмали с пигментом. Краски наносятся в зависимости от температуры плавления, сначала более, затем, менее тугоплавкие. Каждый красочный слой обжигается в муфельной печи, аналогично обжигу эмали основы. Живопись выполняется тончайшими кистями. Прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск, поэтому миниатюры на эмали в состоянии донести авторский замысел во всей полноте, без поправки на время, которое оставляет свой след на любом произведении изобразительного искусства.
Ростовская финифть появилась в иконописной мастерской Ростовского архиерейского дома в 60-х гг. XVIII в., затем, она получила развитие в паломнических иконах святителя Димитрия митрополита Ростовского, потом стала народным промыслом.
До первых десятилетий XX в. ростовская финифть была только иконой на эмали. Подавляющая её часть вывозилась за пределы города и губернии для продажи в храмах и монастырях в России и за границей. Основной темой миниатюрных икон, остававшихся в регионе, были ростовские и ярославские святые и святыни (явленные здесь иконы, виды святых мест). В состав экспонатов нашей выставки мы не включили изображения святых связанных с ярославской землей, но прославленных в других местах. Например, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского или преподобной Анны Кашинской. Выставка, отражая временной и технический диапазон дореволюционной ростовской финифти, знакомит с произведениями конца XVIII – начала XX вв. На ней представлены иконы на эмали выполненные, как с использованием приемов академической живописи, так и в традициях крестьянской иконы.
Икона «Собор Ростовских святых».
Металл, медь, живопись по эмали. 8,5 х 6. Кон. XIX в.Во второй половине XIX в. в Ростове абсолютное большинство миниатюр писали в технике «быстрого» или «простого» письма. На основе таких произведений и сложился промысел. Ярким образцом подобных миниатюр является представленная икона «Собор ростовских святых», живопись которой подкупает простотой, лаконичностью, бесхитростной трактовой образов.
Иконография Собора ростовских святых складывалась на основе икон с изображением епископов Леонтия, Игнатия и Исайи святителей Ростовских. Как правило, в центре композиции писали святителя Леонтия, справа и слева от него Исайю и Игнатия, затем располагались преподобные, далее - блаженные. Со временем приоритеты менялись и место основателя ростовской кафедры – епископа Леонтия иногда занимал митрополит Димитрий. Сегодня Собор Ростово-Ярославских святых включает 172 имени.
Ярославский музей-заповедник
Поделиться
Комментировать