В пути к семнадцатому «Преображению»

Мы уже привыкли, что праздник Преображения Господня сопровождается колокольными звонами, плывущими по набережной над Волгой и Которослью. Это неотъемлемая, традиционная часть фестиваля. Но, помня его девиз – «Преображение на основе традиций», поинтересуемся у бессменного главного организатора фестиваля, директора Ярославского музея-заповедника Елены Андреевны Анкудиновой, что нового ждёт нас на этот раз.


В этом году именинница фестиваля – звонница. Она открывается после трёхлетней реставрации. Теперь звонница вновь сможет принимать гостей, и первыми, кто на неё поднимется, будут участники и гости нашего фестиваля. Она на некоторое время останется в лесах, но в следующем году, несомненно, будет одной из лучших смотровых площадок юбилейного Ярославля, – рассказывает Елена Андреевна.
Не случайно проект «Преображение звонницы» стал главным на фестивале. Все предыдущие шестнадцать «Преображений» шли вокруг неё. И в колокольных концертах, и в музыкально-драматических представлениях под открытым небом, и в ночных концертах главным действующим лицом была она, звонница. В ансамбле монастыря ей принадлежит особое место. Звонница «выросла» в архитектурную доминанту монастыря из колокольни XVI века, меняясь в соответствии с потребностями обители и пристрастиями местных архитекторов. Она «сохранила» рисованный настенный иконостас, свидетельствующий о том, что русские живописцы были не чужды импрессионизма задолго до его появления во Франции. Звонница «помнит» толпы страждущих, находивших исцеление у чудотворной Печерской иконы Божьей Матери, она «чтит» погребённых под ней церковных деятелей – митрополита Парфения (Небозу), архиепископов Нила и Ионафана. Главные часы России, снятые со Спасской башни Московского Кремля и установленные на звоннице, много лет исправно отбивали ход городской жизни. Советское время руками самоучек заменило мелодию старого времени на «Интернационал». Очевидно, гимн был настолько чужд древнему механизму, что часы надолго замолчали, а во времена церковных разорений бесследно исчезли. Колокола никто петь «Интернационал» не заставлял, их просто сбросили, нарушив самый мощный, уникальный колокольный ансамбль Ярославля. Время «собирать камни» пришло, и мы были тому свидетелями.
– Мы помним всех, кто восстанавливал колокола, – продолжает Елена Андреевна. – Ведь звонница восстановлена людьми, которые вложили в неё часть своей души. Мы всегда будем благодарны Наташе Каровской, Володе Дег­тяреву, Андрею Федорычеву и его друзьям, которые в своё свободное время приходили сюда, как на работу. Звонница поднялась только на энтузиазме. В 1992 году мы получили первую премию губернатора в области музейного дела за её восстановление – приятно, что эта работа была отмечена и оценена.
В числе награждённых за возрождение звонов был тогда и директор музея В. И. Лебедев. И можно с уверенностью сказать, что, если бы не его энергия, незаурядные организаторские способности и умное чутьё талантливого руководителя, процесс восстановления звонницы мог бы затянуться надолго. Вот такая непростая история у нынешней именинницы «Преображения», поздравлять которую всерьёз собираются не только звонари из разных городов России, но и все приглашённые музыкальные коллективы. И это понятно – не было бы без неё ярославского «Преображения»!
– В этом году мы решили начать фестиваль 19 августа. Праздник Преображения Господня всегда «внутри» фестиваля. Никаких светских меро­приятий в этот день мы не намечаем. Только литургия, молебен на освящение яблок и колокольные звоны, – продолжает свой рассказ Анкудинова.
Церковные традиции нам приходится обретать заново. Для тех, кто собирается в музей на освящение яблок, хочется напомнить, как этот обряд проходил раньше.
Паперти церквей с утра заставляли большими столами, на которые укладывали не только яблоки, но и другие дары земли – картофель, горох, огурцы, репу, обязательно ставили большие посудины с пшеницей и рожью. После того, как священник благословлял плоды нового урожая, прихожане отсыпали часть принесённых овощей и фруктов в корзины – в пользу притча. Затем каждый, перекрестясь, разговлялся яблочком. Оставленные прихожанами яблоки раздавали нищим, детям и тем, у кого не было садов. Из храма люди спешили домой, торопились собрать яблоки. Считалось, что снятые в этот день яблоки имеют особую силу и лучше сохраняются. Принято было в свой сад приглашать священника. С иконой Преображения Господня, которую ставили под яблоней, совершался молебен, и только потом начинался сбор урожая.
 Может быть, знание церковных традиций в этом году поможет некоторым гостям фестиваля расстаться со своими большими сетками под освящённые яблоки и понять, что благодать в котомке не унесешь.
– В этом году фестиваль пройдёт только в стенах музея, – говорит Елена Андреевна. – У нас всё скромно, но своего зрителя, ожидающего высокого исполнительского уровня приглашённых музыкантов, мы не обманем.
Самые интересные концерты в музее начнутся 20 августа. В 18.30 в Спасо-Преображенском соборе зазвучит русская духовная музыка XVIII – XX веков в исполнении камерного ансамбля «Виват». С 2001 года этот ансамбль из Нижнего Новгорода работает над возрождением традиций русской вокальной школы. В их репертуаре – классические и современные духовные сочинения, народные песни.
21 и 22 августа – самые насыщенные дни фестиваля. К нам приедет «Русская роговая капелла» Санкт-Петербурга. Роговую музыку за красоту звучания называли «царской», в России она была особенно популярна при императрице Елизавете.  Ни одно важное событие без рога не обходилось. В XIX веке роговые оркестры исчезли и канули в забвение на два столетия. В 2001 году музыканты Санкт-Петербурга решили возродить забытое звучание рога. Все инструменты изготовили вручную на основе охотничьих рогов. Каждый рог – 1 нота, а в ансамбле всего 16 человек. С 2002 года капелла начала концертную деятельность. К сожалению, за рубежом они известны лучше, чем в России. В Ярославль эти музыканты приедут впервые.
22 августа в зале «Классика» состоится выступление ансамбля «Анима» из Санкт-Петербурга. Они тоже больше известны за границей, чем в России. В концерте «Неизреченное чудо» прозвучит духовная и народная музыка, старинные романсы и песни. Стилистическое разнообразие в сочетании с богатыми мужскими голосами, в ансамбле есть даже контр-тенор, является отличительной чертой этого коллектива.
Зритель фестиваля избалован не только высоким уровнем исполнительского мастерства приглашённых коллективов, но и их оригинальностью. И конечно, всегда ждёт чего-то неожиданного в самом интригующем действе – ночном концерте. В этом году организаторы «Преображения» решились на смелый шаг – соединить в одном представлении колокола и джаз.
В ночном колокольном концерте будут участвовать джазовые ансамбли Ярославля и Москвы – «Плюс один» под управлением Вадима Майнугина и «Проект Александра Гороховского». К ним присоединятся «Анима» и звонари. Надо сказать, что не все поняли приглашение джазистов на фестиваль. Как же традиции? Соединима ли духовная музыка и джаз? Но даже тот факт, что все первые звонари возрождающихся храмов – джазисты, говорит сам за себя. А если вспомнить, что джаз возник как сакральная музыка, как ритмы, настраивающие душу на высокое, то это тоже свидетельство в пользу его уместности на фестивале.
Ещё одна традиция фестиваля – открытие новой выставки. В этом году она настолько необычна, что её посещение даже для больших знатоков современной живописи будет неординарным событием. Художники из Германии, Швейцарии, Украины, России, представляющие новое европейское течение в искусстве – контемплативизм (созерцание), выставили пятьдесят своих работ, в основе которых – эксперимент с цветом. На этих картинах не увидишь привычных изображений, а мысли и чувства живописца выражает только цвет. Кто захочет приобщиться к новому художественному течению, пожалуйста, – на мастер-класс. Все дни работы фестиваля художники будут обучать цветовому волшебству всех желающих, будь то взрослый или ребенок.
Не забыты в этом году и «Цветочные метаморфозы». Как и прежде композиции из цветов – одна изящней другой – соревнуются в красоте на территории музея. Любители дачного отдыха, которых среди зрителей фестиваля немало, в эти дни могут обогатить багаж своих познаний нестандартными дизайнерскими решениями в оформлении клумб, альпийских горок, газонов.
Семнадцатое «Преображение» – это преображение звонницы, преображение зелёных уголков музея, преображение музыки и живописи. Не забыть бы за всей этой красотой, что главное, о чём полагается думать в праздник Преображения Господня – о преображении своей души. По большому счёту, ради этого семнадцать лет назад и создавался фестиваль.
Северный край
Поделиться
Комментировать