В Ярославском художественном музее открылась выставка фарфоровой миниатюры

Фарфоровая жизнь. Так называется новая выставка, открывшаяся в Художественном музее Ярославля.150 миниатюр известных российских заводов 19 века представлены на экспозиции. Жанровая миниатюра в России 19 века процветала. Сюжеты, подсмотренные в жизни простого народа, пользовались особенной популярностью. Родоначальником стала известная с 18 века фабрика Гарднера. Поле для художников было огромным, все типы жителей страны, так или иначе, нашли отражение в фарфоровой скульптуре.
А поскольку спрос был велик, то и сохранилось немало произведений. И даже при кажущейся общности тематики, каждая вещь уникальна
Людмила Макарова, искусствовед: «Разумеется, он делал и императорские заказы, и для высшего сословия, но этот круг потребителей был освоен множеством предпринимателей. А народные типы встречались реже, хотя этих потребителей было значительно больше. Именно поэтому, вероятно, эти вещи сохранились, именно поэтому эти вещи вызывают такой интерес».
В России был обычай украшать скульптурой центральную часть стола во время торжественных обедов и приемов. Героями фарфоровых скульптур стали представители всех сословий и профессий: «чистые господа» и продавцы на ярмарках, служанки и нищие, кучера и трубочисты, военные и ремесленники, городские франтихи и деревенские мужички. С середины XIX века появляются фигурки из серии «Народы России», выпущенные к 1000-летию Российской империи. В это же время появляется и детская тема. А наши современники видят в фигурках созвучие нынешнему дню.
Геннадий Ершов, сотрудник ЯХМ: «Современный зритель тоже может найти неожиданное соответствие реалиям каким-то современным же. Вот посмотрите, любопытная скульптура, где крестьянин кажется что разговаривает по мобильному телефону. Пиццу, например, заказывает. Вот семья идет, кто сапоги несет, кто еще что, то есть еще дома, наверное, семеро по лавкам мал мала меньше».
У этой техники вкусное название - бисквит, что значит неглазурованный, прошедший один обжиг фарфор. Скульптуру не покрывали глазурью для «натуралистичности» образов. Искусствоведы называют эту миниатюру «передвижнической». Энциклопедия русской жизни в фарфоре в наше время - благодатный коллекционный материал.
источник
Поделиться
Комментировать