Вещи с историей

Директор музея «Музыка и время» Григорий Мостославский рассказал о том, какими путями сюда попадают раритеты.
 Особенный колокольчик В его истории нет ничего примечательного, но это один из важнейших экспонатов, ведь его подарили Джону Мостославскому на девятилетие основания музея. Можно смело сказать, что именно с этого колокольчика началась огромная коллекция. Зубр из Рыбинского моря В зале, посвященном каслинскому литью, на почетном месте стоит зубр начала XX века работы скульптора Роберта Баха. В коллекцию он попал совершенно случайно в начале 90-х годов прошлого века. – Какие-то мужики поехали рыбачить на Рыбинское море, – рассказывает Григорий Мостославский. – Забросили сети, тянут, а там что-то такое тяжелое… Вытащили на землю, видят: какая-то фигура непонятная, ржавая. Они решили сдать ее как цветмет. А у людей, которые такие вещи принимают, глаз наметанный, вот приемщик и разглядел в бесформенном куске металла скульптуру. И принес ее к отцу – его тогда уже знали в городе. Сейчас зубр отправляется в Москву. Он станет частью выставки «Каслинский чугун», которая откроется в начале ноября в Государственном историческом музее. Эсмеральда из глубинки Отлитая из бронзы цыганка появилась на свет на рубеже XVIII – XIX веков. – Это истинное произведение искусства, каталожная вещь! – с жаром рассказывает Григорий Мостославский. – А нашли ее в середине 1990-х в какой-то глухой деревне под Угличем. Там строили газопровод, и за работами следил знакомый отца. И вот в одном из дворов он увидел скульптуру – всю в грязи, в помете… Тем не менее понял: вещь непростая, купил ее у хозяйки и привез отцу. Как бронзовая Эсмеральда оказалась в деревне, точно никто не знает. По словам бывшей хозяйки статуи, цыганку привез из Европы ее дед. Но когда это было и при каких обстоятельствах, выяснить уже невозможно. А знакомому своему Джон Мостославский в благодарность за находку отдал кооперативный подземный гараж на Волгоградской улице. Машину за часы Еще до истории с Эсмеральдой, в конце 1980-х, Джон Григорьевич расстался с машиной. Белая «копейка» была отдана за двое каминных часов XIX века. Дожила ли до наших дней та машина, неизвестно, а вот часы – одни из бронзы и фарфора, другие со вставками из уральского змеевика – до сих пор обращают на себя внимание посетителей музея. Чеховские ходики На почетном месте в одном из залов висят большие настенные часы. Они сразу привлекают внимание изящной формой деревянного корпуса и фигурным маятником. Часы эти непростые – они помнят Антона Павловича Чехова. – Отец привез их в начале 1980-х, – вспоминает Григорий Джонович. – Они были такие старые, все в паутине. Отец долго с ними мучился, отмывал, потом отдал мастеру в починку… Тогда даже мыслей не было, что это чеховские часы. А потом совершенно случайно нашлась где-то фотография гостиной московской квартиры Чехова, и на стене висели эти часы. А они ведь очень интересной работы, с яркой индивидуальностью. Уже позднее приезжавший в музей родственник Антона Павловича узнал эти часы и подтвердил, что они действительно висели в чеховской гостиной. Ярослав из Кисловодска Со старинными часами уживается современный, но тоже уникальный экспонат – фарфоровые настольные часы. Они были изготовлены в Китае в самом начале 2000-х годов специально для музея «Музыка и время». Заказал эту работу генерал из Кисловодска, проникшийся большим уважением к Джону Мостославскому и его детищу. Часы воссоздают легенду об основании Ярославля и изображают сцену убийства медведя Ярославом Мудрым. Правда, упоминающуюся в «Сказании о построении града Ярославля» секиру мастера заменили на копье. Музыкальный самовар Эффектный гибрид был почти случайно создан лет пятьдесят назад специалистом по ремонту патефонов и граммофонов. – Он тогда работал в мастерской где-то на Урале, – рассказывает Григорий Мостославский. – Как-то раз выпивал с приятелями в деревне, и ему на глаза одновременно попались старый самовар и разбитый граммофон. Тут и пришла в голову мысль их соединить. Приятели усомнились: ничего, говорят, у тебя не выйдет. Ну, он и загорелся. А потом уже, на трезвую голову, стал думать, как эту идею воплотить. Попробовал вставить двигатель граммофона в самовар, и он туда идеально поместился. Остальное было делом техники. Так и получился удивительный музыкальный инструмент, который, кстати, находится в рабочем состоянии и очень неплохо звучит. Шарманка под пулями Ради некоторых экспонатов Джону Мостославскому приходилось буквально рисковать жизнью. Так одесскую шарманку он вывез из зоны военных действий. – Дело было в начале 1990-х, во время войны в Абхазии, – вспоминает Григорий Джонович. – Отец очень любил ездить в Грузию и в то время как раз находился там вместе с другом Мераби Болквадзе. Все люди, связанные с антиквариатом, отца уже знали. И вот ему звонит человек и рассказывает о шарманке, которую кто-то готов продать. Отец узнал адрес и не раздумывая поехал за инструментом в район, где шла стрельба. И Мераби поехал вместе с ним – не отпускать же «сумасшедшего» Джона одного. Шарманку купили, все нормально… А когда возвращались, начался обстрел. И отец буквально закрывал собой инструмент от пуль. К счастью и для шарманки, и для семьи Мостославских, да и для всего Ярославля, закончилась эта история благополучно. И шарманка до сих пор играет для гостей музея, сохраняя память о своем спасителе. Фото Ирины Пичугиной
Поделиться
Комментировать