Ярославский художественный начинался с портрета Репина

"Бурлаки на Волге", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Иван Грозный и сын его Иван". Названия этих картин известны каждому мало-мальски грамотному россиянину едва ли не с начальной школы. Сегодня исполнилось 165 лет со дня рожденья автора хрестоматийных полотен - великого русского художника Ильи Репина. В биографии Ярославского художественного музея есть своя репинская страница.

Коллекция Ярославского художественного музея началась с нескольких картин, среди которых был и этот портрет работы Репина. Он несколько выбивается из общего ряда его полотен: герой не так фактурен, как Мусоргский или Третьяков, да и менее известен.


Алексей Иванович Антипов был государственным служащим в Петербурге, находился в родственных отношениях с Дягилевым и Чайковским, с Репиным, скорее всего, познакомился через окружение своей жены Прасковьи Дмитриевны, учившейся вместе с сестрой известного живописца Серова. В собрании картин Прасковьи Антиповой, открывшей первую женскую гимназию в Ярославле, было много высокохудожественных вещей. Их судьбы разошлись во времени, а вот картины находятся в одном зале, посвященном передвижникам.
У гениев не бывает мелочей. Маленький эскиз косаря-литвина Репин написал на своей даче в Здравнево под Витебском. Сейчас эта работа, как портрет Антипова, находится в Москве. Одна - на реставрации, другая - на копировании. В Витебске создают музей Репина, копирую для него шедевры. Хотя работа небольшая, рука мастера видна. Сам Репин говорил, что когда он пишет чей-нибудь портрет, то на короткое время влюбляется в того человека. Да и во всем русском искусстве вряд ли можно найти мастера, который сравнится с Репиным в умении раскрыть духовный мир человека.
Городской телеканал (Ярославль)
Поделиться
Комментировать