Ярославцам открыли «Провинциальный идеализм» трёх веков

От купеческих портретов восемнадцатого века до наивной живописи века двадцатого. Три столетия самодеятельного городского искусства мирно соседствуют в залах Ярославского художественного музея, где сегодня открылась выставка «Провинциальный идеализм». Началом этого масштабного проекта стали экспозиции в Переславле и Рязани. Но в полном объёме его увидят только ярославцы.На самом деле в пяти залах - целый материк неизвестной городской культуры. Контекст каждого века наполнен сотнями новых смыслов. Путешествие в глубины провинциального идеализма начинается со знаменитых ярославских портретов 18-го века. Хотя и они были введены в искусствоведческий оборот всего 20 лет назад. В ходе работы над выставкой были сделаны настоящие открытия: галерея купцов Соболевых приросла портретом старшего брата. Экспозиция собиралась, можно сказать, по крупицам, основу её составляют вещи из частных собраний.
Рядом с залом городской элиты - купечества - искусство и атрибуты быта ремесленников, бляхи коновалов и то, что мы сегодня называем рекламными вывесками. Вещи,окружавшие каждого ярославца, две сотни лет назад.
Живопись попроще, сюжеты - с лубков. В создании этого мозаичного полотна культуры приняли участие все музеи области. Стереоскопические очки и фото - начала 20 века. Фотоателье открываются на каждом углу. Да и знаменитые имена представлены в рамках своего времени, например, Ефим Честняков рисовал портреты фронтовиков с фото, это считалось счастливой приметой.
Целый пласт культуры середины 20-го века даже музейщикам неизвестен, но природа не терпит пустоты. Искусство китча ярко цвело на рынках, а теперь попало в музейные залы. Многие вещи извлечены из чрева антикварных лавок, куда они перекочевали с чердаков и подвалов.
Создание новой мифологии под влиянием Петрова-Водкина - ярославская мадонна, и вышитые копии классических полотен костюмером Большого театра - таков контекст непризнанного 20-го века. Ярославский наив 60-х - это Виталий Мельников, Владимир Булкин, Герман Блинов, Олег Антонов. Их не принимали в Союз художников, они тяжело жили, заполняя мастерские полотнами, и вот пришло их время.
И самый яркий аккорд - 21 столетие. Буйство красок и цвета: Александр Ильин с иррациональным. Ирина Красильникова с натюрмортами, сначала выращивала цветы, а потом стала их рисовать. Наследования художественных традиций по прямой здесь не увидишь, да его и нет, зато есть ощущение времени и людей в его потоке.
Поделиться
Комментировать