Держать марку
29 января 2010 ●
Александра СМОЛЯР
В коллекции филателиста Льва Шифрина появилась первая за последние три десятка лет марка с видом Ярославля.
На четырехугольном кусочке самоклеющейся бумаги нарисованы фонтан на улице Андропова и часы, отсчитывающие время, оставшееся до тысячелетия города. На других марках из серии «Фонтаны России» изображены фонтаны в Нижнем Новгороде, Новом Уренгое и Верхней Пышме. В нашу область поступило всего по 800 марок каждого вида. Их можно купить только в Ярославле и Рыбинске.
– Такие марки расходятся очень быстро, – предупреждает Лев Шифрин. – Филателисты устраивают за ними настоящую охоту. Мы же не только для себя покупаем. Правило хорошего тона – помогать пополнять коллекции другим любителям. Я обязательно отправлю новые марки своим друзьям по переписке. Один живет под Ухтой, а другой – в Тюменской области.
Лев Шифрин увлекся филателией еще в 1940-е годы. Тогда он учился в школе в Саратове, и отец в качестве поощрения за пятерки покупал ему гашеные марки. Теперь в коллекции бывшего врача-хирурга не одна сотня почтовых реликвий, в том числе выпущенных до Великой Отечественной войны.
– Жаль, что марок с реалиями Ярославля маловато, – вздыхает Шифрин. – Всего-то двадцать штук! Почта не баловала нас вниманием, и когда в продаже появлялись «ярославские» марки, на главпочтамте на площади Подбельского и в магазине «Союзпечать» на улице Кирова выстраивались целые очереди!
По словам коллекционера последние марки с видами Ярославля появились в продаже в 1978 году. Тогда накануне Олимпиады в Москве выпустили целую серию, посвященную городам «Золотого кольца». В то время как обычные марки стоили всего 4 копейки, «олимпиадные» имели номинал полтора рубля! Один рубль брали за почтовую пересылку и еще 50 копеек, чтобы покрыть расходы на организацию международных спортивных состязаний.
– В этой серии Ярославлю посвящены сразу две марки, – гордится коллекционер, аккуратно доставая их пинцетом из кляссера. – На одной изображен Октябрьский мост, а на другой – одна из башен Спасо-Преображенского монастыря. Марки большого размера – 33 на 45 миллиметров и очень нарядные – на золотистом и серебристом фоне. Но тираж довольно скромный – 700 тысяч.
На других марках запечатлены портреты известных деятелей науки и искусства, которые так или иначе связаны с Ярославлем. Самым внушительным тиражом вышла в 1972 году марка из серии «Русская живопись» с портретом Федора Волкова – семь с половиной миллионов экземпляров. А марка, посвященная годовщине со дня полета Валентины Терешковой, примечательна тем, что в Ярославль марка поступила в день визита первой женщины-космонавта в Ярославль, и на главпочтамте устроили торжественное гашение специальным штемпелем.
Стоит ли говорить, как трепетно советская власть относилась к дизайну марок с портретами столь масштабных фигур! Но даже здесь порой происходили такие казусы, что самые обычные почтовые атрибуты превращались в реликвии.
– Например, интересная история приключилась с маркой, на которой запечатлен Леонид Собинов, – рассказывает коллекционер. – Она вышла в 1972 году. По ее нижнему краю шла надпись: «Л. Собинов – народный артист СССР». Но очень скоро напечатали новую марку со словами: «Л. Собинов – народный артист республики». Правда, к тому времени несколько неутвержденных марок уже пошли в народ. И вот теперь, спустя сорок лет, «правильная» марка стоит всего пять рублей, а та, которую не утвердили, – 150 тысяч рублей! Жаль, что мне не повезло. Зато мой друг из Москвы сделал целое состояние на марках с видами городов, где побывал Ленин. Там среди прочих была марка с домом-музеем Ленина в Ульяновске. И вот какой-то очень любознательный филателист пошел в архив и выяснил, что на самом деле в том доме вождь пролетариата и не появлялся ни разу! Когда марки стали изымать из продажи, мой друг объехал все почтамты на окраине столицы и скупил все оставшиеся, а потом по баснословной цене продавал их в Ленинграде! В общем, на норковую шубу жене заработал.
Сейчас в клубе коллекционеров «Волгарь», куда входит Лев Шифрин, осталось меньше десяти собирателей марок – почтовая переписка, а вместе с ней и филателия уходят в прошлое. Но Шифрин и его единомышленники надеются, что к 1000-летию Ярославля появится такая марка, которая сможет подогреть интерес к старинному хобби.
"Ярославский Регион"