Шах и мат Кощею Бессмертному

Житель села Смоленского Переславского района сделал к миллениуму Ярославля сказочные шахматы

Алексей Саунов своими творческими способностями известен далеко за пределами Смоленского. Именно его идея со златоглавой церковью и двумя ряпушками воплощена в гербе Переславского района. Славится мастер и резьбой по дереву. Вот Алексей Тимофеевич приносит обычную коробку из-под обуви и достает одну за другой волшебные фигурки. Король и королева «черных» – Кощей Бессмертный и Баба Яга, добрые персонажи ринутся в бой «под знаменами» Ивана Царевича и Царевны-лягушки. Ладьи – черный ворон и жар-птица, слоны – разбойник и Микула Селянинович, кони – Змей Горыныч и богатыри, пешки – кикиморы и Иванушки-дурачки. Целый год Алексей Тимофеевич строгал из дуба шахматный народец.

– Бабу Ягу я первой сделал, – говорит Алексей Тимофеевич, показывая ведьму пока без метлы. – А вообще шахматы – это не просто игра, а модель человеческой жизни. Не зря же, если ты ничего из себя не представляешь, тебя называют пешкой.


Шахматная доска, сделанная из липы, тоже непростая. «Черные» и «белые» сойдутся в битве на спине трехглавого Змея Горыныча. Две его головы и хвост нужны не только для полноты образа – на них будет опираться доска. Крылья окаянного мастер хочет украсить резьбой по мотивам русских народных сказок.
Шахматный набор к юбилею Ярославля не первый в исполнении Алексея Саунова. Когда накануне перестройки Алексей Тимофеевич служил старпомом капитана теплохода в Ленском речном пароходстве в Якутии, ему в руки попала детская иллюстрированная книжка о том, как шахматные фигуры пошли друг на друга войной. Уже тогда художник-романтик с дипломом техника-судоводителя начал рисовать эскизы. А как вернулся в Смоленское, принялся вырезать из березы шахматные фигуры. Но скоро понял, что даже не знает, как инструмент толком заточить. 
– В Москве окончил курсы по резьбе, – вспоминает Саунов. – А дальше сам учился. Тут же нужно объем чувствовать, уметь передать динамику.
Как писатель тщательно продумывает характер своих персонажей, так и Алексей Саунов в первую очередь думает над тем, какое впечатление произведет фигурка на постороннего человека. Есть и технические нюансы. Клетка на шахматной доске – квадрат со стороной 5 сантиметров. Фигурки не должны вылезать за края, иначе будет толкучка. Эскиз сказочного персонажа мастер рисует в фас и профиль, а потом делает трафарет из картона, по которому вырезает фигурку из деревянного бруска. В дело вступают ножи, стамески, пилы… Вот только удобно зажать в ладони шахматного лилипута совсем не просто.
– Как будто картошку чистишь, вот так надо держать, – смеется мастер. – Не один раз порезался, прежде чем приноровился. 
Даже у признанного мастера – а в портфолио Саунова не одна грамота за победы и участие в областных фестивалях и конкурсах народного творчества – не все получается сразу.
– Резьба по дереву не живопись: ошибся – не замажешь, – шутит Алексей Тимофеевич. – Змея Горыныча я переделывал аж три раза. Неудавшиеся фигурки молотком разбил! Над Иванушкой-дурачком тоже пришлось посидеть. Теперь у меня два варианта: один мультяшный, с непропорционально большой головой, а другой вполне себе человеческий. Первого буду использовать, он забавнее. 
Придать шарма деревянным фигурам Алексей Саунов собирается с помощью скани. Искусству узорного плетения из проволоки ему только предстоит учиться. Изготовить отдельные элементы шахмат из серебра, как есть в мечтах, вряд ли получится. Дорого, да и специальной горелки для плавки нет.
– Из меди подешевле и попроще, – соглашается Алексей Тимофеевич. – Можно обычным паяльником пользоваться, а проволоку готовую купить.
Недавно Саунов защитил в центре занятости Переславского района бизнес-план собственного производства и получил на его развитие 58800 рублей. Только что купленные станки по деревообработке уже ждут своего часа на веранде. Скорее всего, мастерская разместится в сарайчике во дворе дома. Нужно только стены утеплить и провести электричество. Конечно, резчик будет заниматься не столько коллекционными изделиями, сколько производством ходового товара. 
– А «юбилейные» шахматы хочу в Ярославле в каком-нибудь музее показывать, – говорит Алексей Тимофеевич. – Надеюсь, к концу года их доделаю.
А то уже новый замысел покоя не дает – изготовить в виде шахматного набора флот Петра I.
Александра СМОЛЯР
"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать