100 лет со дня рождения Ирины Александровны Антоновой

ГМИИ им. А.С. Пушкина отмечает 100 лет со дня рождения И.А. Антоновой. В воскресенье 20 марта 2022 года в центре Москвы на доме, где жила Ирина Александровна, была установлена мемориальная доска, а в Пушкинском музее открылась обновленная экспозиция зала «Кабинет директора» и прошла серия концертов, посвященных памяти И.А. Антоновой. Начал работу специальный сайт, где собран цифровой архив, рассказывающий о жизни Ирины Александровны.


Ирина Александровна Антонова посвятила Пушкинскому музею 75 лет своей жизни и стала его подлинным символом. В годы ее руководства музей превратился в важнейший культурный центр страны и завоевал широкое международное признание, здесь прошли десятки знаменательных выставок, легендарным стал фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», созданный Ириной Александровной вместе с великим музыкантом сорок лет назад.

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает реализовывать инициативы по увековечению памяти Ирины Александровны Антоновой. Первым из намеченных на 2022 год мероприятий стала установка мемориальной доски на доме, в котором жила И.А. Антонова, по адресу: Покровский бульвар, 14/5. Автор проекта — скульптор Георгий Франгулян, академик Российской академии художеств, народный художник России. В церемонии открытия приняли участие специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Олег Леонов, директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Александр Воронко, автор мемориальной доски Георгий Франгулян и директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.


В кабинете И.А. Антоновой, который сейчас открыт для посетителей как музейный зал, обновлена экспозиция. После открытия в 2021 году экспозиция «Кабинета директора» демонстрирует преемственность и традицию в руководстве музеем и рассказывает о выдающихся людях, в разные годы возглавлявших музей и внесших решающий вклад в его становление и развитие. На время пространство кабинета и все мультимедийное наполнение будет посвящено И.А. Антоновой. На столе можно увидеть фотографии из личного архива Ирины Александровны, связанные с семейной и музейной жизнью. На окно проецируются фотографии, иллюстрирующие важные вехи работы Ирины Александровны в музее: это выставки «Шедевры Дрезденской картинной галереи» (1955), «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), показ «Джоконды» Леонардо да Винчи (1974); открытие Музея личных коллекций (1994), Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (2006) и Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева в здании РГГУ (1997); празднование 100-летие музея (2012); а также фотографии с людьми из мира искусства, с которыми Ирина Александровна дружила и к которым испытывала глубокое уважение. В кабинете транслируются записи фортепианных концертов в исполнении Святослава Рихтера.

Легендарный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина была настоящим меломаном. Среди талантливых людей, составлявших ее близкое окружение, неслучайно оказался Святослав Рихтер. Ирину Антонову и выдающегося пианиста связывала многолетняя дружба, результатом которой стал Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера». В его программах соединились музыка, пластические искусства, театр и литература. И.А. Антонова была первой, кто решился осуществить идею синтеза искусств в пространстве художественного музея, отразив, таким образом, главный вектор развития культуры XX века. В день 100-летия со дня рождения И.А. Антоновой в Пушкинском музее прошла серия концертов с участием звезд, чьи имена неразрывно связаны с историей «Декабрьских вечеров» — это Юрий Башмет, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Юрий Мартынов и Николай Луганский.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Ирина Александровна Антонова стала неизменной составляющей Пушкинского музея, его лицом и символом — частью мифа Пушкинского во всех его проявлениях. Мне трудно назвать подобную нам институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Ирина Александровна Антонова. Ирина Александровна была абсолютно бесстрашной — как профессионал и как личность. Она на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировала очень яркие шаги, сделанные навстречу новому. Это были решения и поступки человека, который готов рисковать. Это происходило в довольно сложное время работы Ирины Александровны в музее — в советские годы, когда многое из того, к чему мы сейчас привыкли, было под запретом, поэтому особенно ценны ее завоевания: выставки «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), показы, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд «Моны Лизы» в музей. Судьба Ирины Александровны каждым своим моментом связана непосредственно с музейной историей. Мне трудно назвать другого человека, который внес бы похожий вклад в национальную культуру. Это определенный камертон, который с нами остается и по сей день».
Поделиться
Комментировать